Платные медицинские услуги - что это? Заметки публициста и медицинского политолога
0Статья вице-президента Российской медицинской ассоциации
Г.Г.Кривошеева опубликованная в журнале
«Вестник Росздравнадзора» №1 2009 год стр. 8-14
Платные медицинские услуги, что это: «неизбежное зло» перехода страны к рыночным экономическим отношениям или негативные издержки отсутствия реальных преобразований в отечественной системе здравоохранения?
Для проведения объективного анализа явлений и процессов, происходящих в национальном здравоохранении России, для оценки ситуации, описания проблем, последующей выработки рекомендаций, постановки задач и их реализации необходимо четкое определение понятия, что вообще собой представляет система национального здравоохранения.
Итак, что же это такое — система национального здравоохранения?
Без этого определения невозможно понять, что в здравоохранении, как в системном механизме, требует (если требует) изменений и преобразований и в какую сторону они должны быть направлены?
Во внемедицинской среде и даже среди ученых немедицинского профиля, как правило, не делается различий между медициной как таковой и системой здравоохранения.
В профессиональной медицинской среде мы чаще всего привыкли рассматривать здравоохранение как множество медицинских учреждений, взаимосвязанных между собой этапностью, специализацией и общими для всей страны правилами получения оказываемой в них медицинской помощи и приобретаемых системой медицинского страхования медицинских услуг. Субъектами системы при таком подходе традиционно являются медицинские учреждения и руководящий всеми ими прямо и опосредованно специально на то уполномоченный орган государственного управления — Министерство здравоохранения.
С переходом России к формированию социально ориентированной рыночной экономики должна была поменяться система организации и управления здравоохранением. Она может и должна сохранять и рациона
Рыночная экономика в нашей стране вводилась для раскрытия личностного потенциала каждого гражданина страны. Именно поэтому ориентир страны на рыночную экономику и демократизацию общества в начале 90-х годов получил поддержку и одобрение большинства населения России.
Система здравоохранения в стране, формирующей рыночную экономику, не может стать исключением из общего порядка. Что же происходит на самом деле?
Приводим два официальных определения здравоохранения, помещенных в Советском и Российском энциклопедических словарях и разнесенных по времени на 16 лет:
-
Здравоохранение как система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. (Советский энциклопедический словарь, Изд. «Советская энциклопедия».— М.,1982, с. 462.)
-
Здравоохранение — система социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения. Основные формы оказания медицинской помощи — частнопрактикующая, государственная и страховая. (Большой энциклопедический словарь, Изд. «Российская энциклопедия».— М., 1998, с. 417.)
Из этих определений не следует, что надо что-то менять в здравоохранении в связи с переходом и формированием социально ориентированного рыночного народного хозяйства России. Более того, перечисленные в Большом энциклопедическом словаре разные формы оказания медицинской помощи отражают официальный взгляд на предмет, но не раскрывают самого понятия «система здравоохранения», хотя и называют составные части национальной системы здравоохранения. Приведенная в словаре формулировка лишь подтверждает сам факт старта последующего деления на части прежде единой национальной системы здравоохранения России.
В отечественной социологической и экономической литературе система здравоохранения достаточно часто называется «социальным институтом». Здравоохранение как социальный институт отечественная наука определяет и рассматривает в качестве некой формы организации социальных отношений в обществе, посредством которых удовлетворяются те или иные потребности граждан и общества в целом. В частности, организуется удовлетворение потребности человека в получении адекватной и качественной медицинской помощи. Посредством этого института защищаются также социальные, экономические и политические интересы самого государства. («Социальная политика»: толковый словарь. — М., Изд. РАГС, 2002, с. 70; с. 85—87.)
Для упрощения понимания системы здравоохранения в качестве социального института, его (здравоохранение) можно рассматривать в виде национального системного механизма, обеспечивающего доступность медицинской помощи для всех граждан страны, это во-первых. А во-вторых — в виде совокупности системных механизмов, обеспечивающих мониторинг и оздоровление среды обитания населения, а также совокупности механизмов организации разработки, производства и обеспечения потребностей медицины в лекарствах, инструментах, специальной медицинской технике и в изделиях медицинского назначения. В-третьих, здравоохранение как системный механизм позволяет желающим того гражданам получить медицинскую профессию: инвестировать свои способности, познавательный труд, личные и семейные финансовые средства в приобретение знаний, умений, навыков, практического опыта и определенного профессионального авторитета, необходимых для профессиональной деятельности по избранной медицинской специальности. При этом общество и государство выступают в качестве соинвесторов каждого конкретного человека. И наконец, в-четвертых, здравоохранение как системный механизм представляет собой совокупность политических, правовых, экономических, организационных и специальных медицинских технологий, обеспечивающих доступность и адекватность медицинской помощи каждому конкретному пациенту.
При переходе России из одной экономической и политической формации в другую социальный институт (и в том числе здравоохранение) должен быть переадаптирован к новой среде его организации и функционирования. (Г.Я. Ракитская. «Социальная политика»: толковый словарь. — М., Изд. РАГС, 2002, с. 85—87.)
Поскольку здравоохранение как социальный институт по своей природе системно, то его преобразования должны одновременно затрагивать все звенья, образующие систему. Изменения характера политической власти, смена экономических отношений в обществе, замена одной правовой среды функционирования здравоохранения другой требуют согласованных и сочетанных преобразований во всех элементах данного системного механизма.
Избирательностью и эклектичностью проводимых реформ, отсутствием необходимой согласованности самих преобразований, а также незавершенностью данного процесса в течение достаточно долгого времени (более 16 лет) аналитики объясняют те процессы и проявления, с которыми сталкиваются пациенты, все общество (включая врачей и другой медицинский персонал), а также и само государство.
По мнению Российской медицинской ассоциации, появление и длительная персистенция многих негативных процессов в системе организации и оказания медицинской помощи в нашей стране объяснима отстраненностью Министерства здравоохранения от тех политических процессов, которые происходили и происходят в государстве в связи с формированием принципиально новой политической, правовой и экономической среды рыночного и демократического характера и совершенно недостаточной методологической ролью министерства в формировании политических новаций, затрагивающих механизмы функционирования системы здравоохранения России.
В качестве примера и подтверждения должен привести ч. 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации, которая доставшуюся России от советского периода единую национальную систему здравоохранения разделила на три части: государственную, муниципальную и частную. Нет сомнений, что политики и правоведы при написании этой части статьи не обсуждали с работниками Минздрава данные принципиально важные формулировки Конституции. Я уже не говорю о медицинском сообществе России, которое авторы, готовившие главный инструмент демократизации нашего общества, не посчитали нужным спросить о методологической правильности и возможных последствиях конституционной формулировки, разделившей единую уже по определению и, кстати, важнейшую социальную систему страны.
Вторым примером такого рода является повсеместно встречаемое в словах и в умах политиков, управленцев и экономистов смешение двух близких, но нетождественных понятий: медицинской помощи и медицинской услуги.
Смешение таких понятий, как медицинская помощь и медицинская услуга, сформировали минимум две управленческие проблемы:
-
какая из них, из каких источников и в каком объеме должна финансироваться в бесплатном для пациента, но не безденежном для общества и государства (!) здравоохранении России;
-
какая из них может и должна подвергаться стандартизации, а какая не может, так как нарушает права пациента и человека на индивидуальную работу с ним медицинского персонала.
Поскольку здравоохранение — это не только система организации медицинской помощи, но и совокупность экономических технологий, обеспечивающих гражданам доступность этой помощи, то вполне уместно вспомнить одного из классиков современной экономической науки — Людвига фон Мизеса. В своем фундаментальном труде «Человеческая деятельность» он особенно подчеркивал необходимость применения в экономике понятий, исключающих двойное или «размытое» толкование. (Людвиг фон Мизес, Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. — М., «Экономика», 2000, с. 67.) Возьму на себя также смелость напомнить экономистам, дававшим описание базового экономического продукта системы медицинского страхования (медицинской услуги), что ко времени внедрения системы добровольного медицинского страхования (ДМС) уже был готов перевод базового руководства для начинающих рыночников: «Экономикс» Кэмпбелла Р.Макконелла и Стэнли Л.Брю. В этом руководстве есть ключевая фраза: «Если дефиниции экономиста точны и последовательны, его аргументация неотразима». («Экономикс». — М., «Республика», 1993, т. 1, с. 25.)
В чем же состоит нетождественность двух родственных понятий медицинской помощи и медицинской услуги? Под медицинской помощью российская и общемировая медицинские традиции понимают взаимодействие врача (др. медперсонала) и пациента, в процессе которого пациенту не только устанавливается диагноз, хотя бы и предварительный, но и оказывается то или иное медицинское пособие (по показаниям). Взаимодействие этих двух субъектов осуществляется либо по инициативе самого пациента и членов его семьи, либо по инициативе врача. Понятно, что в силу уникальности каждого индивида медицинская помощь всегда индивидуализируется, и на этом основании стандартов здесь быть никак не может.
Совмещение двух нетождественных понятий медицинской помощи и медицинской услуги вызвало к жизни совершенно новое понятие, которое придумали в связи с внедрением медицинского страхования экономисты, страховщики, — стандарты медицинской помощи. (Как говорится, нет ничего более постоянного, чем что-то временное.) Исходя из того, что в процессе обучения каждого будущего медицинского работника (врача, фельдшера и др.) преподаватели учат студентов взаимодействию с пациентом при оказании медицинского пособия, то говорить, а тем более встраивать в системные построения организации здравоохранения такое новое понятие, как «стандарты медицинской помощи», значит нарушать медицинскую традицию, причем не только отечественную, но и общемировую. Вспомним один из классических примеров оценки доктора: «Если после разговора (начало взаимодействия) с врачом больному не стало легче, то пациент обратился не к тому врачу».
Применять термин «стандарт медицинской помощи» вместо термина «стандарт медицинской услуги» — значит создавать массу проблем для здравоохранения, выкручиваться из которых предлагается врачам, их пациентам, а также родственникам этих пациентов. Хочется, как после плохого спектакля в театре, топать ногами и кричать: «Автора, автора, авто-ра-а-а…»
Смешивание двух вышеназванных понятий — это результат немудреного совмещения традиционного понятия «медицинской помощи» в трактовке «бесплатного» советского здравоохранения и достаточно упрощаемого понятия «услуги» из рыночной экономической модели.
Медицинская услуга как экономическое благо включает в себя предоставление пациенту и страховой организации медицинским учреждением (частной организацией), частнопрактикующим врачом:
-
возможности для взаимодействия с квалифицированным медицинским персоналом в процессе получения необходимого и показанного пациенту медицинского пособия;
-
дисконтированной возможности пользования интеллектуальным потенциалом и временем привлекаемого к взаимодействию с пациентом врачебного и сестринского медицинского персонала;
-
необходимых инструментов, приборов и механизмов медицинского назначения, лекарственных средств и расходуемых материалов для проведения показанных пациенту, в зависимости от его состояния, необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных действий и процедур, а также применения медицинских технологий в соответствии с лицензиями медицинского учреждения и привлеченного к работе с этим пациентом медицинского персонала;
-
в стоимость медицинской услуги входит дисконтированная стоимость земли, зданий и сооружений, составляющих то медицинское учреждение, в которое обратился пациент или куда его направила страховая компания по программам ОМС и ДМС.
По утверждениям ученых-экономистов, в целом по стране суммарный объем сооплаты пациентами медицинских услуг, предоставляемых им в учреждениях, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной (в общественной) собственности, сравнялся с объемом финансирования медицинских учреждений общественного здравоохранения из бюджетов всех уровней («белое», «серое» и «черное» со-финансирование). Эти данные были приведены в докладе экс-заместителя министра здравоохранения В.И.Стародубова на Всероссийской конференции по качеству медицинской помощи в 2007 г. Убежден, что за прошедшее время ситуация в стране в лучшую сторону не изменилась.
В мае-июне 2008 г. высшим политическим руководством России (вновь избранный президент и вновь назначенный премьер-министр) была сформулирована стратегическая цель проводимых на данном этапе развития страны общественно-политических, экономических и социальных преобразований: «Осуществить переход от многовековой парадигмы догоняющего развития России к парадигме опережающего и инновационного развития всех сфер жизнедеятельности нашей страны». Надо полагать, что и здравоохранения тоже.
Все истинные патриоты поддерживают этот замысел и хотят активно участвовать в его претворении. Граждане России, работающие в системе национального здравоохранения (более 2% трудоспособного населения), не хотят оставаться в стороне от этого процесса. Тем более сейчас, когда система организации медицинской помощи в России с каждым годом вызывает все больше и больше нареканий в обществе, а ответственными за все беды и недостатки отечественного здравоохранения средствами массовой информации «назначены» представители медицинского персонала.
В среде медицинских профессионалов и аналитиков страны нарастает озабоченность тем, что с переменой общественно-политического и, особенно, экономического укладов жизни России снизилась не только доступность медицины, но год от года усиливается расслоение общества в части возможности получения доступа к медицинской помощи и доступа к медицинским услугам надлежащего качества и объема.
За этот период, в сравнении с другими категориями отечественных специалистов высокого профессионального риска и соответствующими мировым стандартам требованиями к уровню профессиональной квалификации, существенно был опущен официальный социально-экономический статус врачей и других категорий медицинского персонала даже по сравнению с их дореформенным положением. Он, этот статус, стал ниже необходимых и реальных индивидуальных инвестиций в получение, поддержание и обновление профессиональных технологических возможностей медицинского работника. По мнению экспертов Российской медицинской ассоциации, основанному на работах отечественных и зарубежных специалистов по социологии труда и трудовых отношений, многолетнее пребывание врачебного и другого медперсонала за чертой бедности, наряду с отсутствием (рыночного характера) правовых и процедурных механизмов регулирования их профессиональной деятельности, в начале 90-х годов запустили и раскручивают процессы люмпенизации медицинского персонала в нашей стране.
Медицинское сообщество России не может понять, чем затраты индивидуального труда на получение необходимой и достаточной квалификации, например банковского работника, выше таковых врача и других категорий медперсонала, что находит выражение в размере оплаты труда представителей этих профессий?
Достаточно существенный прирост оплаты труда работников здравоохранения (по Москве за I квартал 2008 г. — на 38,7%) выше, чем в других сферах деятельности, но он также не носит системного характера. Оплата труда медперсонала, как и в советское время, продолжает носить распределительный характер, а зарплата по-прежнему ниже средней в сфере производства материальных благ. Она не зависит от уровня профессиональной подготовленности человека, востребованности пациентом, квалификации работника, не зависит от степени инновационности профессиональной деятельности каждого конкретного врача.
Деньги конкретным гражданином должны зарабатываться, а не получаться!
Несмотря на жесткие и решительные меры политического руководства страны (ПНП «Здоровье») по повышению доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи и повышению ответственности за это глав администрации всех уровней управления, Россия продолжает отставать от многих стран мира с более молодыми (по времени их организации), но, как оказывается, и более эффективными системами здравоохранения.
Это обстоятельство вызывает обоснованную тревогу не только в органах государственного управления. Общее недовольство системой организации и качеством оказания медицинской помощи, наряду с негативными процессами в состоянии здоровья населения нашей страны, вызывает сильную гражданскую обеспокоенность профессионального медицинского сообщества России.
Выразителями тревоги врачебного сообщества с 1995 г. стали Всероссийские пироговские съезды врачей. В резолюции последнего из них — VI съезда (сентябрь 2006 г.) прямо отмечается, что здравоохранение страны продолжает находиться в состоянии глубокого кризиса. При этом обществу, политическому руководству и врачебному сообществу России пока не удается остановить постепенную профессиональную деградацию медицинского персонала, его социально-экономическую и профессиональную дезадаптированность, когда вне неформальных платежей и даже поборов (!) профессия перестает кормить и защищать врача, медицинскую сестру и их семьи. Попытки во всех грехах и бедах отечественной медицины и национальной системы здравоохранения обвинять только медицинский персонал России, на наш взгляд, контрпродуктивны. Они не раскрывают сути происходящего, чаще всего поверхностны и необъективны и носят скорее рекламно-популистский характер.
В резолюции VI Всероссийского пироговского съезда врачей прямо отмечается, что врачебное сообщество одобряет принятие ПНП «Здоровье», но рассматривает его только в качестве первого шага к системным преобразованиям российского здравоохранения. Считаю важным подчеркнуть необходимость преобразований именно системного характера.
В национальном здравоохранении за 16 лет произошла реальная утрата (вспомним три конституционно закрепленные системы здравоохранения) вертикали управления национальным здравоохранением. Секвестрирование и распад отрасли как единого и целостного системного механизма ситуацию усугубляет и усложняет! Эволюция (правильная и необходимая) общего правового поля страны очень сильно обогнала застрявшее в «затыкании системных дыр и прорех» здравоохранение.
В то же самое время за весь период политических и экономических преобразований в Российской Федерации сущностно-управленческие и поведенческие аспекты взаимодействия и взаимоотношений пациентов с медицинским персоналом (врачи, фельдшеры, акушерки, медицинские сестры) нигде, кроме Пироговских съездов врачей, ни разу не рассматривались и не разбирались.
Вместе с тем главной задачей, ради решения которой системы здравоохранения в разных странах создавались и создаются, является организация эффективного взаимодействия пациента (пациентов) с врачами и другими категориями медицинского персонала. Именно в эффективном взаимодействии медперсонала с пациентом и состоит, собственно, суть медицинской помощи и самой медицинской профессии (деятельности). Поэтому в центр предполагаемых преобразований отечественной системы здравоохранения должны быть поставлены пациент и врач, пациент и фельдшер (акушерка, медицинская сестра). И альтернативы этому нет!
В обществе в целом, в политическом руководстве страны и в том числе в профильных комитетах Федерального собрания пока не сформировалось понимание того обстоятельства, что активно образуемое в России принципиально новое (под рыночные экономические механизмы и формирующееся в стране гражданское общество) правовое поле требует перехода от управления отраслью (совокупностью учреждений) к управлению профессиональной деятельностью. Оно, это поле, зачастую совсем не учитывает, не может учитывать или вообще игнорирует нужды и проблемы системы здравоохранения.
Из двух реальных субъектов взаимодействия в процессе оказания медицинской помощи один (пациент) является субъектом гражданского права, а второй (врач, фельдшер, медсестра и др.) субъектом права не является.
Вернемся к главной теме номера: законно или незаконно (этично или неэтично) оказывать платные медицинские услуги в медицинских учреждениях, находящихся в общественной собственности?
Платность медицинских услуг, получаемых пациентами в медицинских учреждениях (организациях), находящихся в государственной или муниципальной (общественной) собственности, рассматривалась Минздравом СССР еще в конце 80-х годов в качестве части нового экономического механизма в здравоохранении, как финансово-управленческий инструмент для создания более комфортных условий пребывания пациента в медицинском учреждении. Разумеется, что данный инструмент предусматривал только условия пребывания, и только тех, кому это было экономически доступно. Во всем остальном, что касается качества помощи и применяемых технологий, эта новация предусматривала совершенно равные условия для всех пациентов — как своего рода «страховая технология». И вводилась она для того, чтобы дорогостоящие медицинские технологии могли стать более доступными для всех. Подчеркиваю: для всех граждан страны и в одинаковой степени!
В начале 90-х годов при внедрении системы обязательного медицинского страхования и в условиях жесточайшего кризиса финансирования здравоохранения по страховому и бюджетным каналам система сооплат населением получаемых медицинских услуг (но не медицинской помощи) выполняла роль определенного демпфера, выравнивателя финансовой доступности медицинской помощи для всех категорий пациентов.
Существует, на наш взгляд, совершенно ошибочное представление о том, что системе здравоохранения не хватает только достаточного количества финансовых средств, хотя, объективно говоря, денег для несистемно внедренных за 16 лет дорогостоящих технологий действительно мало. Этот аргумент активно и часто применяется людьми, недостаточно представляющими именно системный характер здравоохранения как политического, правового, экономического и социально-технологического, единого и общегосударственного механизма обеспечения доступности и качества оказываемой гражданам страны медицинской помощи. Пока речь идет только о ней.
Оставьте комментарий
Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа
Обсуждение
В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки