Государственная, муниципальная, частная … Зачем здравоохранению такая классификация?

0

Статья к.м.н., Президента СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций Евгения Анатольевича Рабцуна

 

Какая цель в классификации системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную? Зачем? Почему в основе классификации системы здравоохранения лежит форма собственности медицинской организации? Почему классификация идет именно по этому признаку?

А если это организация относится к смешанной форме собственности? Да, такие бывают. Это значит смешанная система здравоохранения? Или как?…

В статье 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее ФЗ -323), вводятся «Основные понятия» по которым живет все здравоохранение. Там нет понятия «система здравоохранения», не введено.

Есть понятие «охрана здоровья» - это система мер … в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Совершенно очевидно, что эти меры - действия кто-то оплачивает.

По существу источника два –  Государство и НЕ государство. Если объем мер, направленный на сохранение здоровья и предоставление медицинской помощи, оплачивается за счет государственных средств – это государственное здравоохранение, если за счет Негосударственных средств – негосударственное здравоохранение. Государственный сектор здравоохранения – это комплекс мер и мероприятий оплаченный за счет государственных средств, Негосударственный сектор – за счет негосударственных средств. 

Согласитесь, так было бы удобней оценить объем участия государства в оказании медицинской помощи гражданам России.   

Какая разница кто эти меры реализует? Разницы нет, при условии, что мы чтим Конституцию РФ, а именно п.1., п.2. статьи 8, прямо закрепляющий равные права в экономической деятельности всех форм собственности. Разницы кто оказывает нет, но есть разница кто эти меры оплачивает. Именно по источнику оплаты мер и мероприятий, направленных на охрану здоровья граждан было бы целесообразно делить национальное здравоохранение на государственный и негосударственный сектор.

Путаницу вносит пп. 2- 5 статьи 29 ФЗ – 323, которые вводят классификацию системы здравоохранения на основе форм собственности медицинских организаций. Зачем? Поясните.   

Беда в том, что из-за такой классификации системы здравоохранения мы неадекватно оцениваем объем финансирования здравоохранительной отрасли, а, следовательно, недостоверно строим прогнозы, проекты, неэффективно вкладываем и используем ресурсы 

Пример: при оценке объемов финансирования здравоохранительной отрасли учитываются затраты на строительство и эксплуатацию объектов медицинского назначения государственной, муниципальной формы собственности, но:

во-первых – эти деньги были потрачены на строительство, их строители получили, строительство – это не здравоохранение, это отдельная отрасль экономики, почему мы относим их на «баланс» здравоохранения;

во-вторых – если деньги на строительство и содержание государственных медорганизаций учитываются в совокупных расходах на здравоохранение граждан России, то почему не учитываются аналогичные расходы частных клиник, они же тоже обслуживают граждан России на территории России.

Следуя этой логике, все расходы на строительство частных клиник нужно сложить с расходами на аренду площадей под частные клиники, прибавить стоимость их содержания и все это отразить в расходной части общей, национальной системы здравоохранения. Поверьте, эти затраты на строительство и аренду площадей в частном секторе могут превысить государственные инвестиции в строительство больниц. Почему они не учитываются?

Совершенно очевидно, что в этом случае, цифра, которая тратится на здоровье граждан России, на территории России, то есть доля затрат в структуре ВВП, получится куда внушительнее.

Выводы: классификация системы здравоохранения на основе формы собственности создает разрозненную систему организаций, а нам нужна единая система мер, направленных на охрану здоровья граждан и оказания им медицинской помощи.

Управлять надо НЕ системой организаций, а системой мер, направленных на охрану здоровья и оказания медицинской помощи Гражданам. Тогда это будет управление здравоохранением – национальным здравоохранением.

Гражданам России нужна единая национальная система здравоохранения – как единая система мер, направленных на охрану здоровья и оказание медицинской помощи. Чем больше участников, способных производить эти меры в ней будет, тем лучше для граждан и стабильнее для государства.

www.np-med.ru

 

Рабцун Евгений Анатольевич - кандидат медицинских наук, Президент СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, ведущий эксперт по вопросам реализации системы ОМС в частном здравоохранении

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий