Результаты деятельности первой саморегулируемой организации в сфере оказания медицинских услуг

1

В 2017 году саморегулированию в сфере оказания медицинских услуг исполняется 5 лет. Национальная Ассоциация медицинских организаций подводит итоги деятельности

Национальная Ассоциация медицинских организаций – как платформа для интеграции частной системы здравоохранения в национальную систему и инструмент решения проблем на рынке медицинских услуг

Национальная Ассоциация медицинских организаций создана в 2011 году. 24 января 2012 года Ассоциация получила статус Саморегулируемой организации. На 01 января 2017 Ассоциация объединяет более 170 клиник и медицинских центров из 41 региона РФ.

Предпосылки создания

По официальным данным Росздравнадзора в России насчитывается:

50 300 частных медицинских организаций

7 803 государственных ЛПУ

250 000 врачей работают в частных клиниках и центрах, в том числе совмещая работу в государственных центрах

650 000 врачей работает в Российской Федерации

65% населения пользуются услугами частной медицины

При этом до сих пор на практике государственная политика в части специальных программ развития и государственной поддержки применяются только для государственной системы здравоохранения

Необходимость устранения ограничений для частного здравоохранения:

- по оказанию ряда медицинских услуг (проведение медико-социальной экспертизы; обследование врачом-психиатром/наркологом при проведении обязательного мед.освидетельствования водителей, пр.);

- по выделению объемов ОМС;

- по оказанию помощи по государственному заказу;

- по получению досрочной пенсии;

Неадекватность нормативно-правового регулирования;

Административные барьеры;

Противоречивое влияние государства на рынок медицинских услуг

Цели деятельности

Содействие развитию частной системы здравоохранения Российской федерации

Решение задач по интеграции частной медицины в общегосударственную систему здравоохранения и построение единой национальной системы здравоохранения без ее разделения по форме собственности

Развитие института саморегулирования по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг

Участие в формировании государственной политики в сфере здравоохранения

Содействие государству в реализации и решении задач:

- по повышению доступности и качества медицинской помощи;

- по повышению эффективности медицинских услуг, в том числе эффективности расходования государственных средств на программы развития национальной системы здравоохранения

Создание условий привлечения частных инвестиций в систему здравоохранения и увеличения инвестиционной привлекательности отрасли в целом

Представление и защита членов СРО в органах государственной власти при осуществлении мер государственного регулирования

Координация деятельности, укрепления единства и взаимопомощи членов СРО

Повышение в обществе авторитета, и общественной значимости деятельности членов Ассоциации

Внедрение системы сертификации качества продукции, работ и услуг членов Ассоциации

Разработка и внедрение системы профессионального обучения и аттестации работников членов Ассоциации

Предмет деятельности

Участие в деятельности общественных советов, создаваемых при федеральных и региональных министерствах здравоохранения, Росздравнадзора, Роспотребнадзора

Участие в работе экспертных советов по вопросам конкуренции в ФАС России и ее территориальных управлений

Взаимодействие с федеральными и региональными органами исполнительной власти и надзорными органами — Минздравом, Росздравнадзором, Роспотребнадзором, ФАС, Прокуратурой.

Устранение административных барьеров на пути развития предпринимательства в сфере оказания медицинских услуг

Разработка стандартов СРО для заполнения пробелов нормативно-правового регулирования

Обеспечение соблюдения законности при осуществлении медицинской деятельности членами СРО

Контроль СРО за соблюдением органами власти требований ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при формировании плана проверок на очередной год (не более 10% от числа участников СРО) и при проведении самих проверок

Подготовка для внесения в установленном порядке предложений в законодательные и иные нормативно-правовые акты

Юридическое консультирование и защита интересов членов СРО в ходе проведения аудитов, подготовки и сопровождения проверок

Оказание информационной, методической и консультационной поддержки членам СРО

Результаты деятельности

Подробнее о результатах деятельности экспертов Ассоциации

Январь 2017 г. Одним надзорным органом стало меньше, поскольку органы лицензирования субъектов РФ лишены права проведения плановых и внеплановых проверок. С 2017 г. они осуществляют только выдачу и переоформление лицензий.

Июль 2016 г. ФАС вынес предупреждение Минздраву в связи с приказом №121н. ФАС не согласился с позицией Росздравнадзора, изложенной в письме от 20 мая 2013 г. № 16и-490/13, в результате Минздрав издал разъяснение, согласно которому переоформление лицензий в связи с приказом №121н не требуется.

Май 2016 г. ФАС разработала План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции в здравоохранении». В работе над дорожной картой приняли участие наши эксперты.

Руководитель ФАС Артемьев И.Ю. на конференции Национальной Ассоциации

В плане содержатся такие важные мероприятия как: отмена предварительного согласования приобретения и продажи рентгеновских медицинских аппаратов; определение условий оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях; предотвращение злоупотреблений региональных комиссий при распределении объемов медицинской помощи по ОМС; установление единых тарифов и региональных коэффициентов однотипных медицинских услуг в субъектах Российской Федерации; исключение требования о целевом использовании средств ОМС для частных медицинских организаций; замену процедуры переоформления лицензии в связи с появлением новых адресов мест осуществления деятельности на процедуру оформления лицензирующим органом субъекта Российской Федерации приложений к лицензии на новые адреса мест осуществления деятельности, без изменения реквизитов самой лицензии и без необходимости предоставления оригинала лицензии в лицензирующий орган; отмена предъявляемого к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности требования о наличии у руководителя медицинской организации сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»; предоставление права работникам образовательных и медицинских организаций всех форм собственности пользоваться трудовой пенсией по старости ранее достижения пенсионного возраста.

Декабрь 2015 г. Вместо отмены действия сертификатов с 1 января 2016 года переход к процедуре аккредитации специалистов будет осуществляться поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.

Сентябрь 2015 г. В Стандарте развития конкуренции в субъектах РФ, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2015 N 1738-р установлена минимальная доля негосударственных медицинских организаций в общих расходах программ обязательного медицинского страхования, которая в 2018 году должна составить 10%.

Январь 2015 г. Федеральная антимонопольная служба представила в Правительство доклад, в котором выявлены системные проблемы в деятельности Росздравнадзора.

Июль 2014 г. Реклама медицинских услуг вновь разрешена в результате принятия поправок, предложенных депутатом Калашниковым С.В. в Закон о Рекламе.

Сентябрь 2013 г. Организации дополнительного профессионального образования получили право проводить обучение по любым программам и в любом месте, поскольку в приложении к лицензии место осуществления деятельности и программы более не указываются.

Август 2013 г. Негосударственные образовательные учреждения, имеющие лицензию, могут выдавать сертификаты специалиста медицинским работникам, при этом документы государственного образца о повышении квалификации или переподготовке не требуются.

Декабрь 2012 г. Росздравнадзор опубликовал аналитическую записку по результатам проверки органов лицензирования субъектов РФ, из которой следует, что нарушения, выявленные во всех субъектах РФ, носят системный характер и создают искусственные барьеры, ухудшающие деловой и инвестиционный климат.

Апрель 2012 г. В положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, разделены требования к соискателю и лицензиату, исключены требования о соблюдении медицинских технологий и СанПиН, предусмотрено внесение в лицензию новых работ (услуг) и мест осуществления деятельности.

Январь 2012 г. Отменено требование о регистрации новых медицинских технологий. Более 7 лет понадобилось для осознания ошибочности нормы о выдаче разрешений и контроле применения так называемых «новых медицинских технологий».

Ноябрь 2011 г. Федеральная антимонопольная служба провела проверку органов лицензирования субъектов РФ, из которой следует, что количество жалоб граждан неуклонно растет. В 2009 г. рост составил 52%, а уже в 2010 г. рост составил 147%. При этом доля проверок по жалобам граждан составила всего 9%, в то же время 43% всех жалоб не сопровождались проверкой.

Май 2011 г. В Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» введены положения о бессрочности лицензий, переоформлении лицензии в случае изменения перечня работ и мест осуществления деятельности.

Март 2011 г. Впервые в РФ состоялось внесение в лицензию новых работ (услуг) путем переоформления. Суд обязал лицензирующий орган переоформить лицензию в связи с внесением дополнений в сведения о выполняемых работах без проведения проверки и сбора документов.

Сентябрь 2010 г. В результате обращения в Верховный суд о необходимости второго образования в связи с изменением квалификационных требований Верховный суд РФ признал право медицинского работника на работу на основании требований, действовавших на момент допуска работника к деятельности.

Июнь 2010 г. Проведена антикоррупционная экспертиза проекта приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2010 г. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология. В результате в проект приказа были внесены поправки. Был принят приказ о структуре порядков, в котором штатные нормативы, предусмотренные в порядках оказания медицинской помощи, перешли из разряда «обязательных» в разряд «рекомендательных».

Сентябрь 2008 г. Впервые в РФ состоялось продление срока действия лицензии путем переоформления. Суд признал отказ органа власти в продлении лицензии путем переоформления без проведения проверки незаконным.

Проведение мероприятий

Национальная Ассоциация регулярно проводит общероссийские и региональные мероприятия (конгрессы, форумы, конференции и семинары) по медико-правовым, экономическим и другим актуальным для частных медицинских организаций вопросам

В 2016 году был проведены:

- I Форум частных медицинских организаций ЦФО в Ярославле

- конференция Развитие потенциала частных медицинских организаций в Курске

- II Форум частных медицинских организаций Поволжья в Саратове

- IV Национальный конгресс частных медицинских организаций в Москве

- три семинара в Москве

В 2015 году при участии членов и руководителей СРО Национальная Ассоциация совместно с региональными организациями организованы и проведены 7 региональных круглых столов в Курске, Ярославле, Туле, Воронеже, Твери, Калининграде и Якутске, а также III Национальный конгресс частных медицинских организаций в Москве

В 2014 году при участии членов и руководителей СРО, Национальной Ассоциацией совместно с региональными организациями организованы и проведены 7 региональных конференций - 3 в Москве, а также в Новосибирске, Уфе, Тюмени и Липецке

В 2013 году при участие членов и руководителей СРО, Национальной Ассоциацией совместно с региональными организациями были организованы и проведены 5 форумов частных медицинских организаций: Дальнего Востока – г. Владивосток, Сибири – г. Красноярск, Урала – г. Челябинск, Поволжья – г. Саратов, Северо – Запада России – г. Санкт-Петербург, II Национальный конгресс частных медицинских организаций в Москве

В 2012 году был проведен I Национальный конгресс частных медицинских организаций в Москве

В 2011 — 2016 гг. совместно с центром стратегических инициатив «Частное здравоохранение» Национальная ассоциация провела более 30 семинаров для руководителей частных медицинских организаций в 19 городах РФ для:

- создания единого информационного поля для участников Национальной Ассоциации;

- обмена практикой судебных разбирательств;

- распространения новостей нормативно-правового регулирования

Результаты проведения конгрессов

В 2012 - 2016 годах было проведено четыре Национальных конгресса частных медицинских организаций, на каждом из которых присутствовали представители более половины субъектов РФ. Мероприятие проводилось при участии представителей Минздрава РФ, ФАС России, Роспотребнадзора, депутатов Государственной Думы

Участниками Конгрессов были приняты и направлены резолюции в органы власти - Государственную Думу, ФАС, Минздрав, Минэкономразвития, Правительство РФ.

Разработка методических материалов

Совместно с Центром стратегических инициатив были разработаны и опубликованы брошюры для членов СРО:

Проблемы медицинского страхования в России в условиях рынка медицинских услуг;

Развитие добросовестной конкуренции – необходимое условие эффективности национального здравоохранения;

Система ОМС второго десятилетия XXI века в России;

Врачебный прием. Принципы взаимодействия «врач-пациент»;

Права и обязанности предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора в сфере оказания медицинских услуг

Формирование предпринимательского сообщества в сфере оказания медицинских услуг

Практика саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг

Методические рекомендации:

Лицензирование медицинской деятельности

Подготовка к проверкам в связи с передачей функции по лицензионному контролю Росздравнадзору

Обеспечение выполнения требований санитарного законодательства и законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей

Проведение проверок членов саморегулируемой организации

Правила обращения с медицинскими отходами

Стандарты:

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Предоставление медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам

Допуск медицинских работников к деятельности

Безопасная хирургия

Организация системы охраны труда

Взаимодействие с общественными организациями

Форум Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину»

Представители Национальной Ассоциации приняли участие в итоговом форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину». Елена Луцева на пленарном заседании задала вопрос Президенту Владимиру Путину об эффективности работы страховых компаний в системе ОМС

На площадке форума «Экономика и управление системой здравоохранения» Рабцун Евгений выступил в качестве одного из модераторов дискуссий, 6 представителей Национальной Ассоциации выступили с докладами

66-ая Генеральная ассамблея Всемирной Медицинской Ассоциации

Представители Национальной Ассоциации приняли участие в организации и проведении 66-ой Генеральной ассамблее Всемирной Медицинской Ассоциации состоявшейся в Москве с 14 по 17 октября 2015 года

Председатель правления Национальной Ассоциации Мисюлин Сергей Сергеевич являлся Председателем Организационного комитета 66-ой генеральной ассамблеи ВМА

При поддержке и содействии Национальной Ассоциации впервые России созданы две саморегулируемые организации по профессиональному признаку:

СРО врачей МР-диагностики (2015 год)

СРО врачей травматологов-ортопедов Челябинской области (2013 год)

 

Борисов Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, член Экспертного Совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении, Управляющий сетью центров косметологии "Реднор" (г.Москва)

Обсуждение

  1. Curtisrow

    Комментарий будет доступен после проверки

Оставьте комментарий