Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда по

0

апелляционной жалобе ТФОМС Новосибирской обл. на решение Арбитражного суда Новосибирской обл. от 25 ноября 2015г. по заявлению ООО «Нефролайн-Новосибирск»

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск Дело № А45-12116/2015

резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2016

текст постановления изготовлен в полном объеме 22 апреля 2016

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего С.Н. Хайкиной

судей О.А. Скачковой

Т.В. Павлюк

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбачевой

А.Г. с использованием средств аудиозаписи

при участии в заседании:

от заявителя: Шаламовой В.А. по доверенности от 10.03.2015 (на 1 год), паспорт;

от заинтересованного лица: Кисловец Т.М. по доверенности от 12.01.2016 (до 31.12.2016),

паспорт,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области на решение Арбитражного суда

Новосибирской области от 25 ноября 2015 года по делу №А45-12116/2015 (судья В.П. Мануйлов)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нефролайн-Новосибирск», г.

Новосибирск (ОГРН 1125476141559, ИНН 5409237858)

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН 1025402475020, ИНН 5406019019)

о признании незаконным предписания от 08.06.2015 № 2144-05,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Нефролайн-Новосибирск» (далее - заявитель, ООО «Нефролайн-Новосибирск», общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, ТФОМС НСО, фонд) о признании незаконным предписания от 08.06.2015 № 2144-05.

Решением суда от 25.11.2015 заявленные требования удовлетворены, предписание ТФОМС НСО №2144-05 от 08.06.2015 признано незаконным.

Не согласившись с принятым по делу решением, фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно неправильное ис толкование закона.

В обоснование доводов апелляционной жалобы фонд указывает на то, что ООО «Нефролайн-Новосибирск», как медицинская организация, осуществляющее свою деятельность в системе обязательного медицинского страхования, обязано руководствоваться положениями тарифных соглашений, действующих в соответствующий период; в силу принятых на себя обязательств по договорам на предоставление медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) обязано использовать денежные средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой ОМС; нецелевое использование средств ОМС влечет за собой ответственность, а также является основанием для их возврата. Кроме этого, заинтересованное лицо ссылается, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не было учтено оспаривание заявителем предписания в части нарушения, касающегося осуществления расходов сверх норм, установленных соответствующими министерствами, ведомствами, оспариваемое предписание содержало, в том числе требование об устранении иных нарушений, законность которых заявитель не оспаривал.

В отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ТФОМС НСО - без удовлетворения.

В письменных пояснениях ТФОМС НСО указывает, что фактические расходы общества превышают запланированные расходы на соответствующий период, указанные в приказах Минздрава НСО и ТФОМС от 30.08.2013 № 2959/140, от 16.06.2014 № 1975/140, в пределах которых осуществляется финансирование, в том числе, ООО «Нефролайн Новосибирск»; ходатайствует о приобщении к материалам дела приказов Минздрава НСО и ТФОМС от 30.08.2013 № 2959/140, от 16.06.2014 № 1975/140 с приложениями к ним, мониторингов выполнения государственного задания по видам медицинской помощи в рамках реализации программ обязательного медицинского страхования за 2013, 2014 годы.

В письменныхв2озражениях на пояснения заинтересованного лица общество, не соглашаясь с доводами ТФОСМ, и полагая, что расходование полученных денежных средств произведено в соответствие с программами ОМС, программы ОМС не содержат указания на расходование денежных средств по статьям расходов, предусмотренных приказами Минздрава НСО и ТФОМС от 30.08.2013 № 2959/140, от 16.06.2014 № 1975/140, а тарифные соглашения не содержат запрета на перераспределение средств внутри тарифа и не содержат указаний в какой пропорции должны расходоваться полученные денежные средства, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Рассмотрев в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) ходатайство заинтересованного лица о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к пояснениям и приведенные к его обоснование доводы, учитывая необходимость оценки представленных документов в совокупности с другими, имеющимися доказательствами, суд апелляционной инстанции, руководствуясь частями 1, 2 статьи 268 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 36 от 28.05.2009, в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств настоящего спора удовлетворил заявленное ТФОМС ходатайство о приобщении к материалами дела приказов Минздрава НСО и ТФОМС от 30.08.2013 № 2959/140, от 16.06.2014 № 1975/140 с приложениям и, мониторингов выполнения государственного задания по видам медицинской помощи в рамках реализации программ обязательного медицинского страхования за 2013, 2014 годы; при этом суд апелляционной инстанции не усматривает процессуальных нарушений прав заявителя приобщением дополнительных доказательств, поскольку документы, приложенные к пояснениям своевременно направлены заявителю, их содержание раскрыто в апелляционной жалобе и пояснениях, от заявителя поступили мотивированные возражения с учетом, представленных в суд апелляционной инстанции, дополнительных документов.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях; представитель заявителя - доводы, изложенные в отзыве на нее, возражениях на письменные пояснения заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, апелляционную жалобу и пояснения заинтересованного лица, отзыв на нее, возражения на пояснения заинтересованного лица, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, между страховыми медицинскими организациями (страховая медицинская организация) и ООО «Нефролайн-Новосибирск» (медицинская организация) были заключены договоры на предоставление медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию: с ООО СМО «СИМАЗ-МЕД» от 01.03.2013 № 192 с пролонгацией на 2014 год, ООО «Страховая компания «Ингосстрах-М» филиал г. Новосибирск от 01.03.2013 № 137 с пролонгацией на 2014 год, ОАО СК «РОСНО МС» филиал «Новосибирск-медицина» от 01.03.2013 № 131 с пролонгацией на 20 14 год.

 

Согласно пунктам 1 договоров общество приняло на себя обязательство оказывать не обходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной про граммой обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязана оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной про граммой обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктами 5.10 договоров общество обязано использовать денежные средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.

В ходе проверки было выявлено, что в нарушение тарифных соглашений и условий договоров допущено нецелевое использование средств фонда ОМС в общей сумме 19753052,84 руб., в том числе произведены затраты сверх норм, установленных соответствующими министерствами и ведомствами в сумме 19452266,71 руб., оплата собственных обязательств, не связанных с деятельностью по ОМС в сумме 91 588, 67 руб., произведены расходы., не входящие в структуру тарифа ОМС в сумме 209 197, 46 руб.

По результатам проверки и выявленных нарушений составлен акт № 05-08-30 комплексной проверки ООО «Нефролайн-Новосибирск» от 05.06.2015 (л.д. 20-41 т. 1). В отношении ООО «Нефролайн-Новосибирск» вынесено предписание от 08.06.2015 № 2144-05 с требованиями об устранении нарушений, установленных проверкой; о возврате в бюджет ТФОМС НСО в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования денежных средств в размере 19753052,84 руб.; об уплате пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы нецелевого использования денежных средств в случае несвоевременного возврата денежных средств в размере 19753052.84руб.; об уплате штрафа в размере 1,975305,28 руб.

Не согласившись с указанным предписанием заинтересованного лица, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанций, признав недоказанным факт нецелевого использования средств фонда, удовлетворил заявленные требования общества и признал незаконным пред писание ТФОМС НСО №2144-05 от 08.06.2015 в полном объеме, нарушающим права и за конные интересы ООО «Нефролайн-Новосибирск» в сфере экономической деятельности, поскольку ограничивает действия Общества по распределению полученных за оказанные услуги денежных средств, возлагают незаконную обязанность по возврату полученных средств и налагают незаконную ответственность в виде уплаты штрафа. Суд так же пришел к выводу что нормы Бюджетного кодекса не распространяются на Общество, т.к. оно является коммерческой организацией, оказывает медицинские услуги, получает за это прибыль и расходует ее по своему усмотрению. Распределение денежных средств, полученных в рамках ОМС, на приобретение материальных запасов, оплату арендных и коммунальных платежей, заработную плату является правом общества и не может рассчитываться как нецелевое использование.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными при этом исходит из следующих обстоятельств и норм права..

В силу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Каждая из статей расходов имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежит.

Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования.

Как установлено статьей 37 Закона № 326-ФЗ, право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования (ОМС) договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона № 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ).

Из положений части 2 статьи 30 Закона № 326-ФЗ следует, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования между уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми ме­дицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими органи­зациями, профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями).

В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская ор­ганизация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотрен ном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 «Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования» (далее — Положение № 73).

Указанное полномочие фонда обусловлено тем, что средства ОМС относятся к государствен­ным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, и подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в от 24.10.2013 № 1648-О отмечено, что в силу Федерального закона «Об обязательном меди­цинскомс1траховании в Российской Федерации» медицинская организация вправе получать средства ОМС исключительно за оказание медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. При этом согласно части 11 статьи 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (часть 9 статьи 39 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»), не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями.

С учетом изложенного, ООО «Нефролайн-Новосибирск», являясь медицинской организацией по заключенным договора и осуществляющей свою деятельность в системе обязательного медицинского страхования, обязана обеспечить целевое использование средств ОМС и при оказании медицинской помощи руководствоваться положениями тарифных соглашений, действующих в соответствующий период.

Постановлением ЗаконодательногоС1обрания Новосибирской области от 28.02.2013 № 33 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2013 год и на плановый пери од 2014 и 2015 годов.

Постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 30.01.2014 № 9 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2014 год и на плановый пери од 2015 и 2016 годов.

В соответствии со статьей 30 Закона № 326-ФЗ в целях предоставления населению

Новосибирской области равных условий в получении бесплатной медицинской помощи в рамках программы ОМС между Министерством, ТФОМС Новосибирской области, обще ством с ограниченной ответственностью «СМО «Симаз-Мед», ОАО «СК "Росно-МС», ООО «СК «Ингосстрах-М», общественной организацией, профсоюзом работников здравоохранения заключены Тарифные соглашения в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 16.07.2013 на 2013 год (распространяется на правоотношения с 01.01.2013) и от 10.02.2014 на 2014 год (распространяется на правоотношения с 01.01.2014).

 

Вышеуказанные тарифные соглашения определяют состав расходов медицинского учреждения, подлежащие возмещению из средств обязательного медицинского страхования (ОМС) и норматив возмещения расходов, структуру тарифа на оплату медицинских услуг, в том числе медицинским учреждениям были установлены статьи расходов, включенные в состав тарифа и уровень их возмещения, а именно: «расходы на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда», «расходы на продукты питания», «приобретение мягкого инвентаря», «расходы на медикаменты, перевязочные средства и медицинский инструментарий», «расходы на содержание медицинской организации» (п. 2.2 тарифного соглашения на 2013 год, п. 3.2 тарифного соглашения на 2014 год).

Таким образом, полученную по договору оплату за медицинскую помощь по утвер жденным тарифам медицинская организация обязана использовать только на те нужды, ко торые входят в структуру тарифа с обязательным соблюдением процентного соотношения< расходов, предусмотренного тарифным соглашением.

Пунктом 3.5 тарифного соглашения на 2013 год и пунктом 3.7 тарифного соглашения на 2014 год предусмотрено расходование денежных средств ОСМ медицинским организаци ями в соответствии с фактической структурой заработанных средств.

В соответствии с пунктом 126 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 №158н ООО «Нефролайн Новосибирск» ежемесячно формировало и направляло в страховые медицинские организации счета на оплату медицинской помощи и реестры счетов.

Страховая медицинская организация, перечисляя денежные средства ОМС медицинской организацией, указывала в платежных поручениях на какой вид расходов направляют ся средства фонда, т.е. цель использования средств ОМС.

Согласно пункту 3.6 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области на 2013 года расходование средств ОМС сверх норм, установленных соответствующими министерствами, ведомственностями является нецеле вым использованием средств ОМС.

Согласно пункту 4.2 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области на 2014 год расходование средств ОМС на цели, не предусмотренные тарифным соглашением, является нецелевым использованием денежных средств.

В соответствии с пунктами 2, 4 Положения о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 № 255 Минздрав НСО и ТФОМС НСО утверждают для медицинских организаций государственное задание по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации с целью обеспечения соответствия объемов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и соответствующими территориальными программами, объемам финансовых средств на оказание этой помощи.

Приказами Минздрава НСО и ТФОМС НСО от 30.08.2013 № 2959/140, от 16.06.2014 № 1975/140 утверждены государственные задания по медицинской помощи в дневных стационарах всех типов на 2013 и на 2014 годы (приложения к приказам).

Согласно государственному заданию на 2013 год (приложение к приказу Минздрава НСО и ТФОМС НСО от 30.08.2013 № 2959/140) для ООО «Нефролайн-Новосибирск» заложен следующий объем финансирования: по статье «на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда» - 30931321 руб., «на увеличение стоимости материальных запасов в части медикаментов и перевязочных средств, мягкий инвентарь и обмундирование, на продукты питания» - 73789177 руб., «на прочие расходы в части расходов на содержание медицинской организации» - 7620660 руб.

 

Согласно государственному заданию на 2014 год (приложение к приказу Минздрава

НСО и ТФОМС НСО от 16.06.2014 № 1975/140) для ООО «Нефролайн-Новосибирск» заложен следующий объем финансирования: по статье «на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда» - 40206023 руб., «на увеличение стоимости материальных запасов в части медикаментов и перевязочных средств, мягкий инвентарь и обмундирование, на продукты питания» - 98814932 руб., «на прочие расходы в части расходов на содержание медицинской организации» - 9905700 руб.

 

Таким образом, ООО «Нефролайн-Новосибирск» в рамках исполнения программы обязательного медицинского образования на 2013 и 2014 годы должно расходовать средства ОМС с соблюдением тарифного соглашения в объеме финансирования, установленного для общества и в строгом соответствии целям, определённым государственным заданием за соответствующий период.

 

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что в проверяемом периоде за счет средств ОМС, поступивших «на увеличение стоимости материальных запасов», произведены расходы в сумме 19452266,71 руб., в том числе по статье «на содержание медицинской организации» в сумме 13554294, 26 руб. (аренда, коммунальные услуги–6 12614889,26 руб., услуги такси – 923655 руб., детские новогодние подарки – 15750 руб.), по статье «на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда» в сумме 5897972, 45 руб.

Из акта проверки следует, что объеме фактического расходования средств ОМС в раз резе статей составил за 2013 год «на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда» - 26887135,34 руб., «на увеличение стоимости материальных запасов в части медикаментов и перевязочных средств, мягкий инвентарь и обмундирование, на продукты питания» - 48545016,31 руб., «на прочие расходы в части расходов на содержание медицинской организации» - 13671781,09 руб.; за 2014 - «на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда» - 4151714,93 руб., «на увеличение стоимости материальных запасов в части медикаментов и перевязочных средств, мягкий инвентарь и обмундирование, на продукты питания» - 77517707,88 руб., «на прочие расходы в части расходов на содержание медицинской организации» - 16857117,38 руб.,

Таким образом, общество в нарушение пункта 3.6 тарифного соглашения на 2013 год и пункта 4.2 тарифного соглашения на 2014 год допустило нецелевое расходование средств ОМС, поскольку расходы в сумме 19452266,71 руб. произвело сверх норм, установленных соответствующими министерствами, ведомствами, применительно к рассматриваемому случаю предусмотренными государственными заданиями по конкретным статьям расходов.

Доводы общества о том, что расходование полученных средств ОМС произведено в соответствие с программами ОМС, программы ОМС не содержат указания на расходование денежных средств по статьям расходов, предусмотренных приказами Минздрава НСО и ТФОМС от 30.08.2013 № 2959/140, от 16.06.2014 № 1975/140, а тарифные соглашения не содержат запрета на перераспределение средств внутри тарифа и не содержат указаний в какой пропорции должны расходоваться полученные денежные средства, отклоняются апелляционным судом, поскольку тарифные соглашения на 2013 и 2014 годы не предусматривают возможность перераспределения денежных средств внутри статей тарифа медицинской организацией по своему усмотрению.

При этом, обоснованной экономии средств в смысле пунктов 3.5 тарифного соглашения на 2013 год и п. 3.7 тарифного соглашения на 2014 год фондом не установлено и из материалов дела не следует.

Ссылка на оплату медицинской помощи по ОМС за фактически оказанную медицинскую помощь несостоятельна, так как не изменяет порядок использования денежных средств по их целевому назначению.

Кроме этого, из пункта 3.1 тарифного соглашения на 2013 год и п. 2.4 тарифного соглашения на 2013 год следует, что оплата производится в объемах медицинской помощи, определенных государственным заданием в рамках реализации территориальной программы ОМС, следовательно, объемы финансирования и целевое назначение средств ОМС по каждой статье расходов, входящей в утвержденный тариф медицинской помощи, определены также государственным заданием.

Доказательств того, что общество обращалось за корректировкой показателей государственного задания либо изменения его показателей за проверяемый период, материалы дела не содержат (статьи 65 АПК РФ).

Поскольку факт использование медицинской организацией денежных средств ОМС не по целевому назначению документально подтвержден, средства фонда подлежат восстановлению, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у ТФОМС правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.

В соответствии с частью 3 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Частью 4 статьи 170 АПК РФ предусмотрено, что в мотивировочной части решения должны быть указаны мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Вместе с тем обжалуемое решение суда не содержит правового обоснования, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены предписания от 08.06.2015 №2144-05 в полном объеме без проведения проверки законности оспариваемого предписания по использованию денежных средств ОМС не по целевому назначению в части оплаты собственных обязательств, не связанных с деятельность по ОМС, в сумме 91588,67 руб., расходов, не входящих в структуру тарифа по ОМС, в сумме 209197,46 руб. (иные нарушения). В указанной части заявитель доводов о незаконности предписания по существу ни заявлял.

Доводы заявителя в части нарушения процедуры вынесения предписания судом апелляционной инстанции отклоняются как несоответствующие материалам дела. Акт проверки подписан генеральным директором и главным бухгалтером заявителя без возражений. Отсутствие в акте графы о наличии либо отсутствии возражений не лишает право заявителя представить такие возражения в установленном порядке. Довод заявителя о нарушении срока вынесении предписания судом апелляционной инстанции отклоняется как несоответствующий положениям Федерального закона № 326-ФЗ.

Кроме этого, в обжалуемом решении суда обстоятельства, подлежащие установлению в рамках дела, рассматриваемого по главе 24 АПК РФ, не отражены в полном объеме, вывод суда первой инстанции о нарушении прав заявителя оспариваемым предписанием в части иных нарушений не подтвержден материалами дела, не мотивирован со ссылками на нормы права и соответствующие доказательства, имеющиеся в материалах дела.

Учитывая изложенное, арбитражным судом первой инстанции решение об удовлетворении требований общества принято при неполном исследовании обстоятельств дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены неверно, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО «Нефролайн Новосибирск».

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуаль ного кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 ноября 2015 года по делу №А45-12116/2015 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Нефро лайн-Новосибирск» о признании незаконным предписания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 08.06.2015 № 2144-05 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий С. Н. Хайкина

Судьи

О.А Скачкова

Т.В. Павлюк

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий