Почему вот уже два десятилетия не проходит реформа здравоохранения?

0
Выделить главное вкл выкл

А.В.Тихомиров, адвокат, член НП ЮрИнфоЗдрав, д.м.н., к.ю.н. публикация в Живом Журнале

Несколько лет назад присутствовал на защите руководителя оренбургского регионального здравоохранения. На возникший вопрос о слабости сети учреждений здравоохранения (дословно формулировку, понятно, не помню) диссертант замялся с ответом. Потом выяснилось, что государственное и муниципальное здравоохранение в регионе просто уступает развитой частной медицине. Вопрос его фрустрировал не потому, что единственное, монопольное публичное здравоохранение не выполняет свою роль, а потому, что в регионе мирно уживаются частная и публичная медицина, и говорить о слабости той или другой просто не приходится - каждая действует в пределах своих возможностей. Диссертант в своих жизненных реалиях искренне не мог понять каверзный вопрос, что частная медицина может быть проблемой.

Иное дело - Чиркунов в Пермском крае со своими новациями, закончившимися на пункте "Хромой Лошади". Не будучи специалистом или хотя бы сведущим в экономике, праве и управлении в социальной сфере вообще и в здравоохранении в частности, он услышал звон, не зная, где он, и давай реформировать. Одни учреждения здравоохранения назвал так, другие - эдак, кагбэ позиционировал. Чем закончилось - известно. А ведь достаточно было задуматься, прислушаться, выяснить, узнать, привлечь, решить, помочь, распространить и т.д. В место того, чтобы городить огород с учреждениями бюджетной сферы, достаточно скосить глаза на оренбургского соседа и перенять его опыт, понять тенденцию, вникнуть в перспективу, сделать нужный прогноз.

Теперь зуд у власти федеральной. Хочет на учреждения бюджетной сферы навешать разные бирки (автономные, бюджетные, казенные), не меняя ничего по существу. Иными словами, повторить подвиг Чиркунова. Нам нужно ждать всероссийской "Хромой кобылы"?

Ну, Чиркунов - понятно: у него "все просто, как в танке", как говорит его племянник. Регион терпит такую примитивность. Пока. Пока в регионе нет своего пророка и пока не наступили еще худшие, чем "Хромая кобыла", последствия. Но федеральные-то власти могут найти в своей стране пророков. И умных голов по городам и весям немало. Но разве их привлекают? Нет. Привлекают одних и тех же с одними и теми же перепевами.

Тот, у кого когда-либо в качестве домашнего животного была черепаха, поймет: она всю дорогу, ночью и днем, без устали долбится в плинтус по периметру помещения, не будучи способна понять бессмысленность этого.

На протяжении последних двух десятилетий в новой стране черепаха российского здравоохранения долбится в одно и то же препятствие, с одним и тем же остервенением и одним и тем же результатом. Уже изнемогла давно, перенесла серию клинических смертей, впала в кому, мозг отлетел, тлен изъел плоть, но продолжает на подкорке выделывать те же па. А власть все норовит прикрыть ее наготу в проеденных молью и ветхостью прорехах. В результате получаем давно разложившуюся черепашью тушку здравоохранения в латанном-перелатанном саване.

Совершенно очевидно, что если система дает повторяющиеся сбои, негодна сама система. Неполадки в ней. Если одна система управляет другой системой, в которой сбои имеют хронически-повторяющийся характер, то несостоятельность управляемой системы является производной от состояния управляющей системы. Если власть управляет здравоохранением так, как управляет, и это результирует параличом здравоохранения, притом что за рубежом такое же здравоохранение как-то живет и процветает, то это - проблема власти, а не здравоохранения.

Так, может быть, власти пора разобраться в самой себе?

Может быть, проблема не в частной медицине, а в самом существовании учреждений бюджетной сферы? Ведь их нет больше нигде в мире, кроме постсоветского пространства. И во всех странах постсоветского пространства в социальной сфере - одни и те же проблемы.

Может быть, проблема не в предпринимательстве в здравоохранении, а в его отсутствии? Ведь именно бизнес производит материальные блага, услуги не исключение, в том числе, медицинские. Производителем этих благ не является государство.

Может быть проблема не в социальных гарантиях государства, в частности, предоставлять медицинскую помощь, а в бесплатности ее предоставления, т.е. оплате ее государством? Социальную политику государство проводит посредством финансирования, т.е. размещения средств государственной казны между производителями материальных благ, в частности, услуг, в том числе, медицинских.

Но тогда приходится признать простые истины:

- практическое здравоохранение должно быть исключительно частным, чтобы с него можно было реально спросить по итогам финансирования;

- государство должно быть исключительно плательщиком в пользу граждан, пользуясь исключительно финансовыми инструментами социальной политики;

- пациент должен получать медицинскую помощь реально бесплатно, для чего должен быть держателем тех средств государственной казны, которые предназначены персонально ему для оплаты услуг в социальной сфере.

Однако, отсюда вытекает ненужность той армии чиновников, которые расселись в федеральных, региональных и муниципальных кабинетах органов управления здравоохранением и всевозможных федеральных и территориальных внебюджетных фондах.

Вот мы и добрались до главного: власть стремится к самосохранению, всячески препятствуя реальной реформе социальной сферы.

Люди хотят одного: бесплатности по социальным обязательствам государства. А власть хочет другого: сохранить дармоедов при кормушке.

Оно понятно: МВД сокращают вполовину, куда денутся сокращенные менты, ничего больше не умеющие делать, кроме как издеваться над людьми? В криминал.

А чиновники умеют только воровать. Выходит, отсутствием реформ в социальной сфере власть нас защищает от всплеска воровского криминала уволенных чиновников здравоохранения.

А что думаете Вы?

А.В.Тихомиров в ЖЖ

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа