Поможет ли платная медицина – бесплатной?

0
Выделить главное вкл выкл

Южный центр информационных технологий, Ростов-на-Дону. Автор: Н.Владимирова

Медицина давно стала притчей во языцех. И если еще совсем недавно в ее оправдание говорили о нехватке средств, слабой оснащенности медицинских учреждений, низком уровне заработной платы врачей, то сегодня совершенно очевидно, что дело далеко не только в этом. Средства на организацию медицинской помощи выделяются, национальный проект «Здоровье» действует, зарплаты врачам повышают, законодательство разрешает предоставлять медицинскую помощь на платной основе. Однако воз и ныне там. Не только бесплатной, но и платной медицинской помощью подавляющая часть населения не довольна.

По данным опросов, проведенных территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области, платными медицинскими услугами удовлетворены только 33 процента опрошенных. Остальные в числе недовольных. Жалобы, поступающие от пациентов, в общем-то, типичны. Зачастую оплачиваемым лечением подменяется бесплатная помощь. А под маской платной медицинской услуги скрывается мздоимство, когда пациенты даже не подозревают, что они платят не за лечение медицинскому учреждению, а дают взятку врачу. Из-за отсутствия необходимой информации люди не могут разобраться, какие услуги они могут получить бесплатно по полису обязательного медицинского страхования, а за какие необходимо платить. Назрела острая необходимость внести ясность. С этой целью в Ростове проводился круглый стол на тему «Актуальные проблемы защиты прав потребителей при оказании платных медицинских услуг», в работе которого принимали участие Министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Юрьевна Быковская, руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области Вартан Григорьевич Трепель, председатель правления Городской общественной организации «Ростовский союз защиты прав потребителей» Татьяна Ивановна Федирко, Руководитель Ростовского филиала Медицинской страховой компании «Макс-М», президент Ассоциации донских врачей Виктор Иванович Пахарин, главный врач Областной больницы № 2 Игорь Олегович Пакус и другие специалисты.

Если говорить о структуре платной медицинской помощи, то сегодня доля государственных лечебных заведений в общем объеме платных услуг, предоставляемых населению, составляет 16 процентов, муниципальных - 84 процента. Предоставление платной медицинской помощи регулируется нормативно-правовыми актами РФ. А на ее качество оказывают влияние государственный контроль, механизмы гражданского общества и конкуренция.

В нынешнем году территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области был проведен ряд проверок лечебных учреждений, оказывающих платные медицинские услуги. В ходе проводимой контролирующим органом работы были выявлены нарушения, которые можно разделить на группы. К первой из них относятся отсутствие информации о лицензии на медицинскую деятельность с указанием работ и услуг и органе ее выдавшем. Кстати сказать, о продлении срока лицензии медицинское учреждение также обязано информировать население. При проверках было выявлено и то, что в ряде медицинских учреждений не обнародовался перечень медицинских услуг с указанием их стоимости, условия их предоставления. А все эти документы - обязательное условие работы медиков. Пациент, переступив порог медицинского учреждения, имеет право знать, разрешено ли государством этой поликлинике или больнице заниматься лечебной деятельностью, какие услуги относятся к платным, какова их стоимость, в каких случаях они предоставляются и не подменяются ли ими - бесплатные. Для того, чтобы повесить на видном месте несколько листов бумаги со всей необходимой информации, не нужны большие средства . Речь идет об элементарной организации труда, об обеспечении прозрачности деятельности. Ко второму блоку нарушений относится неправильное оформление договоров на оказание платных медицинских услуг. В частности, в договорах нет условий получения платных медицинских услуг, не указываются сроки их предоставления, не оговаривается порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. В некоторых учреждениях договора не заключались вообще, а финансовые документы, подтверждающие факт оплаты не выдавались. И в случаях жалоб на некачественно оказанные услуги пациентам было нечем подтвердить факт оплаты и оказания услуги. Зачастую в договоре не указывается, какую медицинскую услугу обязано выполнить медицинское учреждение, а сама медицинская услуга порой подменяется услугой повышенной комфортности, то есть, речь идет о тех случаях, когда предоставляется отдельная палата с холодильником.

В стационарах не издаются приказы о том, что определенная часть коек выделяется для оказания платных услуг. А при оказании амбулаторно-поликлинической помощи нередко случается так, что специальные хозрасчетные кабинеты не создаются. И в одну и ту же дверь мимо очереди, в которой стоят люди, получающие услуги по страховым полисам, идут без очереди те, кто эту услугу оплатил. Бывает и так, что пациенту говорят, что он может пройти обследование по страховому полису (например, сделать УЗИ), но придется долго ждать своей очереди. А на платной основе можно пройти обследование прямо сейчас в этой же поликлинике. Такая организация работы дискредитирует как бесплатную, так и платную медицинскую помощь. Ну а если работники медицинского учреждения предлагают пациенту заплатить деньги, не оформляя при этом никаких документов, что называется, из рук в руки, то это не что иное, как мздоимство, которое никакого отношения к платному медицинскому обслуживанию не имеет. Ведь правильно организованные платные медицинские услуги, по словам министра здравоохранения Ростовской области Т.Ю.Быковской, ведут к повышению уровня материально-технического оснащения лечебного заведения, что позволяет улучшить качество, в том числе и бесплатной медицинской помощи.

У медицинских учреждений есть такое понятие, как гарантированный объем медицинской помощи. Иными словами, существует госзаказ, который медики обязаны выполнять. Но, по словам главного врача Областной больницы № 2 И.О. Пакуса, выполнять-то они его выполняют, причем, более чем на сто процентов, а вот деньги за это медицинские учреждения получают не всегда. Может быть, и не было бы нужды оказывать платные медицинские услуги, если бы страховыми компаниями и фондом обязательного медицинского страхования оплачивались все нужды медицинских учреждений. У стационаров есть тарифы на лечение, на питание и содержание больных. Есть план на обслуживание определенного числа пациентов. Но на деле обращающихся за оказанием помощи всегда гораздо больше. Конечно, если речь не идет об экстренной помощи, всем, кто обратился сверх плана, можно отказать, мотивировав это отсутствием мест, загруженностью стационара. И формально медицинское учреждение будет право. Но можно за счет внутреннего ресурса обслужить этих пациентов и решить их проблемы, а заодно и проблемы других плановых больных, на лечение которых средств все-таки не хватает. Судите сами. На лечение одного больного в день выделяется в среднем 290 рублей. А реально один день лечения больного в реанимации обходится больнице в 2000 рублей. Не говоря о том, что бывают случаи, когда для спасения жизни нужен препарат, одна ампула которого стоит 20000 рублей. Поэтому платные услуги, конечно, стали для медиков подспорьем. Объем их, по данным статистики, в государственных лечебных заведениях составляет 10 процентов от общего объема, муниципальных – 7-8 процентов, диагностических центрах – 12-14.

Таким образом, и медики, и пациенты заинтересованы в том, чтобы платные услуги существовали. Вопрос в том, как организовать их таким образом, чтобы договора оформлялись, чеки выдавались и деньги не шли мимо кассы. А пациенты в случае некачественного обслуживания и претензий могли доказать, что они здесь были и за это платили. К сожалению, юридическая грамотность населения оставляет желать лучшего. Законы народ в подавляющем большинстве не читает. Поэтому как должно быть не знает или знает понаслышке. Поэтому и потребовать грамотного оформления документов в лечебном заведении не может. Договора ведь российские граждане читать начинают уже после подписания, когда что-то случится. Если бы население было бы более требовательным, то и порядок в сфере здравоохранения удалось бы навести быстрее. Председатель правления Городской общественной организации «Ростовский союз защиты прав потребителей» Т.И.Федирко рассказала о своей встрече с предпринимателями Азова, которые поведали ей буквально следующее: «Вот вы с нас требуете и кассовые, и товарные чеки. А пойдите к любому частному стоматологу – никто вам ничего не даст. Ни чека, ни какого-то другого документа!» Но, с другой стороны, никто активно и не требует, не жалуется, не информирует государственные органы. Все шито-крыто.

Следовательно, в том, что платная медицина пребывает в таком состоянии и вызывает недовольство граждан, виноваты и медицинские лечебные заведения, и контролирующие и регулирующие их деятельность органы и, конечно, сами граждане. Очевидно, и решать проблемы организации медицинской помощи придется сообща, объединив усилия.

Н.Владимирова
Южный центр информационных технологий

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа