Современные и ожидаемые нормативно-правовые требования к стандартизации медицинской деятельности. Роль и место СРО в развитии стандартизации отрасли
0Материалы XIX-го Форума частных медицинских организаций регионов России 12 и 13 октября 2023 года в Иваново
Статья к. м. н., ст. преподавателя ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, эксперта-аудитора системы добровольной сертификации Росздравнадзора «Качество и безопастность медицинской деятельности» Куликова Олега Вильевича
Аннотация. Статья посвящена описанию основных целей, задач и принципов стандартизации, применимых к медицинской деятельности. Изложены нормативно-правовые основы стандартизации, действующие в Российской Федерации. Перечислены основные принципы, цели и задачи системы стандартизации медицинской организации.
Ключевые слова: качество медицинской помощи, стандартизация, цели, задачи и принципы стандартизации, медицинская организация, медицинская деятельность, стандарты медицинской организации.
Современный этап развития отечественного здравоохранения отмечен повышением требований государства к доступности, качеству и безопасности медицинской помощи. Данный тренд нашел отражение в изменениях нормативно-правовой базы в области обеспечения государственного и ведомственного контроля, а также формировании требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях (МО).
Следует отметить, что в настоящее время значительное количество МО России (как государственных, так и частных) не готовы к изменениям требований со стороны государства. Одна из главных причин – отсутствие в МО современных и эффективных систем менеджмента качества. Причины данного несовершенства связаны, прежде всего, с низким уровнем приверженности первых лиц компаний и их учредителей к идеологии качества, их неверным представлением своей лидерской роли в обеспечении качества. В результате наблюдается отсутствие в большинстве клиник специально созданных структур по управлению качеством, низкий уровень компетенций заместителей руководителя и линейных руководителей в области процессного управления, недостаточная заинтересованность значительной части линейного персонала в обеспечении надлежащего качества медицинских вмешательств.
С начала 2016 года у каждого руководителя МО появилась реальная возможность сформировать новую модель своей клиники, в которой медицинская помощь при любых условиях будет оказываться своевременно, безопасно и качественно. Речь идет о Федеральном проекте «Внедрение предложений (практических рекомендаций) Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях» (далее – Практические рекомендации Росздравнадзора) [1]. Данный документ создан группой экспертов под руководством ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора (ныне – ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора). 6 декабря 2016 года Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии зарегистрирована первая в России система добровольной сертификации медицинских организаций «Качество и безопасность медицинской деятельности» (№ РОСС RU.B1589.05ОЧНО).
Практические рекомендации Росздравнадзора фактически послужили основой для формирования требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Минздрава России от 31.07.2020 № 785н [2]. Именно этот приказ, наряду с другими нормативно-правовыми актами, которые будут рассмотрены ниже, становится правовой базой для создания в каждой МО современной системы управления качеством на основе стандартизации.
Основной закон Российской Федерации в области стандартизации – Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон № 162-ФЗ) [3]. В ст. 2 данного закона изложено понятие стандартизации как деятельности по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации. Следует отметить, что в этом определении отражен весь жизненный цикл стандарта – основа процессов стандартизации [3].
В статье 21 Закона № 162-ФЗ установлено право организаций самостоятельно разрабатывать стандарты, исходя из необходимости их применения для обеспечения целей стандартизации Российской Федерации. При этом следует учесть важное условие, изложенное в пункте 2 ст. 21, которое заключается в исключении противоречия стандарта организации с действующими нормативно-правовыми требованиями. Таким образом, Закон № 162-ФЗ предоставляет возможность любой МО сформировать уникальную систему собственных стандартов, которые позволят успешно решать задачи в области обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.
Говоря о стандартизации медицинской деятельности, нельзя ограничиваться лишь Законом № 162-ФЗ, который описывает общие требования к стандартизации в Российской Федерации, но не учитывает специфические особенности системы здравоохранения. Все основополагающие принципы и требования к деятельности МО и медицинских работников изложены в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). Именно поэтому организаторы и участники системы стандартизации МО в первую очередь должны учитывать требования этого закона. По нашему мнению, ключевая статья Закона № 323-ФЗ в области стандартизации – статья 37. Она определяет типы нормативно-правовых актов, на основе которых организуется и оказывается медицинская помощь. К ним относятся:
• положения об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи;
• порядки оказания медицинской помощи;
• стандарты медицинской помощи;
• клинические рекомендации, на основе которых с 1 января 2022 г. МО обязаны оказывать медицинскую помощь [4].
Однако следует учесть, что перечисленные документы не охватывают в полной мере весь спектр систем, процессов и процедур, существующих в МО. Следовательно, перед началом организации и проведения работ по стандартизации руководство клиники должно обеспечить доступ разработчиков стандартов и к другим нормативно-правовым документам. Перечень вероятных источников для разработки стандартов МО представлен в табл.1.
Таблица 1. Перечень документов, используемых для стандартизации медицинской деятельности
№ п/п |
Документы национ. системы стандартизации, нормативные акты и другие источники |
Объекты стандартизации1 |
1. |
Лицензионные и иные требования, утвержденные Минздравом России |
Медицинская деятельность Медицинские услуги Система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Информационные системы Комплектация укладок экстренной, неотложной и профилактической помощи Прочие ресурсы МО
|
2. |
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы |
Система обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности |
3. |
Иные требования (правила) по обеспечению безопасности |
Системы обеспечения безопасности: противопожарной; гражданской обороны; антитеррористической; информационной; охраны труда и пр. |
4. |
Классификаторы, номенклатуры (медицинских услуг, медицинских должностей, медицинских изделий, МКБ-X и пр.) |
Наименования медицинских услуг Наименования медицинских вмешательств Наименования должностей Наименования медицинских изделий Медицинская документация Терминологии, условные обозначения Мониторинги, отчеты и пр. |
5. |
Профессиональные стандарты |
Квалификационные требования Наименования должностей Трудовые функции персонала МО |
6. |
Положения об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи |
Структура системы оказания медицинской помощи по видам Штатные нормативы структурных подразделений по видам Стандарт оснащения структурных подразделений по видам медицинской помощи Процессы оказания медицинской помощи по видам |
7. |
Нормативные акты региональных органов исполнительной власти об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи и профилям |
Региональные системы оказания медицинской помощи по видам и профилям Схемы маршрутизации пациентов Процессы отбора и направления пациентов |
8. |
Порядки оказания медицинской помощи по профилям |
Структура профильных систем и подразделений Штатные нормативы профильных подразделений Стандарт оснащения профильных подразделений Процессы оказания профильной медицинской помощи Результаты деятельности профильных отделений и служб |
9. |
Стандарты медицинской помощи |
Медицинские услуги Медицинские процессы |
10. |
Клинические рекомендации |
Медицинские услуги Медицинские процессы |
11. |
Предложения (практические рекомендации) Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях |
Система внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Система стандартизации Системы управления персоналом Система внутреннего аудита Система управления рисками Системы безопасности (хирургической, эпидемиологической, лекарственной, обращения медицинских изделий и пр.) Медицинские процессы Вспомогательные процессы Медицинские процедуры Немедицинские процедуры и пр. |
12. |
Национальные стандарты РФ ГОСТ Р ИСО 9000 |
Система менеджмента качества |
13. |
Национальные стандарты РФ ГОСТ Р ИСО по менеджменту риска |
Система управления рисками |
14. |
Национальные стандарты РФ ГОСТ Р по бережливому производству |
Все виды процессов Все виды процедур Рабочие места и зоны Терминологии и условные обозначения Маркировки, навигаторы и пр. |
15. |
Отраслевые стандарты системы стандартизации в здравоохранении РФ |
Система стандартизации МО Медицинские услуги Медицинские процессы Медицинские вмешательства Документы по стандартизации |
16. | Эксплуатационная документация к медицинским изделиям | Процессы и процедуры с использованием медицинских изделий |
17. |
Краткие аннотации на лекарственные препараты
|
Процессы и процедуры назначения, хранения и использования лекарственных препаратов |
1. – Объект стандартизации – продукция (работы, услуги), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты [3].
Стандартизация медицинской деятельности должна быть направлена на достижение следующих целей:
• содействие непрерывному и успешному развитию клиники, повышению ее конкурентоспособности;
• повышение качества оказания медицинских услуг, оказываемых подразделениями МО, улучшение качества жизни потребителей медицинских услуг;
• повышение уровня безопасности жизни и здоровья пациентов, а также персонала клиники;
• содействие интеграции организации в региональную систему охраны здоровья граждан и отраслевую систему стандартизации;
• обеспечение эффективности производства за счет повышения производительности труда, снижения затрат и времени оказания медицинских услуг.
Цели стандартизации можно достичь путем реализации следующих задач:
• проведение самооценки стандартов МО на предмет соответствия документам Национальной системы стандартизации в области охраны здоровья граждан;
• организация и осуществление деятельности по планированию, разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене документов по стандартизации;
• организация и проведение непрерывного внутреннего обучения персонала на основе действующих в МО стандартов;
• применение стандартов МО при оказании медицинских услуг и выполнении иных работ;
• интеграция системы стандартизации с системой внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, функционирующей в клинике;
• внедрение в деятельность подразделений МО передовых медицинских и управленческих технологий, достижение и поддержание лидерства организации в системе оказания медицинской помощи;
• осуществление деятельности по формированию безопасной среды организации в соответствии с нормативно-правовыми требованиями;
• обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;
• обеспечение рационального использования ресурсов.
Особое внимание следует уделить появившимся новым рискам для медицинских работников, особенно для врачебного персонала. В настоящее время отечественные юристы отмечают что судебная практика в последние годы шла по пути признания КР, хотя формально они стали обязательными только с 2022 года [5]. Это значит, что при судебных разбирательствах теперь любые результаты врачебной деятельности будут оцениваться в первую очередь через призму соответствия или несоответствия оказанной медицинской помощи КР. Напрашивается закономерный вопрос: «А готовы ли российские врачи сегодня повсеместно и постоянно применять КР?». Однозначный ответ, что не готовы. Значительная часть КР, ввиду большого объема информации и отсутствия сведений об усредненных показателях частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, неудобны для каждодневной практики врача. Значит, каждой МО стоит подумать о разработке собственных документов на основе КР и стандартов клинических протоколов, в которых также будут отражены специфика МО и необходимые схемы маршрутизации.
На основании вышеизложенного любой руководитель клиники может сделать следующие выводы:
1. Каждый случай оказания медицинской помощи теперь должен соответствовать КР с учетом стандарта.
2. МО должна иметь необходимые ресурсы для исполнения КР, а при их отсутствии – возможность маршрутизации пациента (его биоматериала) в другую клинику, обладающую такими ресурсами, в пределах региональной системы здравоохранения.
3. Каждый врач МО должен иметь доступ к актуальным для его занимаемой должности и профессии КР.
4. Значительное число врачей не обладают необходимыми знаниями и опытом постоянного использования КР и, соответственно, не готовы к каждодневной практике их применения.
5. КР не являются идеальным для каждодневной практической деятельности врача документом.
6. Для облегчения процесса принятия врачебного решения целесообразно разрабатывать и использовать клинические протоколы МО, погруженные в медицинскую информационную систему клиники.
7. Ужесточение требований к исполнению КР со стороны государства обязывает руководство МО перестроить систему клинико-экспертного контроля.
Благополучие любой медицинской организации напрямую зависит от степени соответствия ее структуры, процессов и результатов актуальным нормативным требованиям. Руководитель клиники должен быть заинтересован в том, чтобы каждый сотрудник своевременно, добросовестно и качественно выполнял свою работу в соответствии с этими требованиями. Имея на вооружении комплексную систему стандартизации, интегрированную с системой внутреннего контроля качества, руководитель и его управленческая команда смогут в полной мере обеспечить качество и безопасность оказываемых медицинских услуг, а также безопасность персонала и клиники в целом.
Роль и место СРО в развитии стандартов отрасли
Одна из проблем заключается в том, что фокус деятельности государственных органов власти направлен на создание правил для поддержки и защиты уже установившихся стандартов той или иной деятельности. Однако на рынке медицинских услуг необходимо создать такие условия, которые способствуют развитию инновационной деятельности, позволяющей существующим участникам рынка и новым игрокам быть конкурентоспособными в сфере медицинских услуг. Организации саморегулирования (СРО) имеют возможность влиять на создание более гибкой нормативно-правовой среды. Руководители саморегулируемых организаций вместе с экспертами в данной сфере на основе обзора текущего состояния медицинской отрасли, а также ключевых особенностей сферы здравоохранения устанавливают профессиональные стандарты для организаций. В соответствии с этим более гибкая регуляторная среда позволяет организациям-членам работать эффективнее конкурентов.
Данные стандарты соответствуют в большей степени постоянно меняющейся рыночной среде и потребностям пациентов, чем те, которые разработаны чиновниками. В то же время гибкость института саморегулирования также означает возможность СРО применять новые, экспериментальные методики в регулировании, тестировать их и, в случае негативного эффекта, легко отказаться от данных нововведений. Бюрократическая особенность государственных органов власти и наличие жестких требований, предъявляемых к их нормотворческой деятельности, могут блокировать инновации и быстрое реагирование на изменения окружающей социально-экономической среды. Таким образом, стимул участия отдельных организаций в СРО усиливается не потому, что стандарты становятся более жесткими, а по той причине, что следование этим нормам отвечает основным целям деятельности игроков на рынке медицинских услуг, а именно – обеспечение качественной и безопасной медицинской помощи пациентам, улучшая их качество жизни.
Если говорить об объединении субъектов в СРО по профессиональному признаку, то выполнение данного условия в российском здравоохранении содержит больше проблемных моментов, по сравнению с объединением по предпринимательскому принципу. В России медицинские организации предлагают широкий спектр предлагаемых медицинских услуг и, в соответствии с этим, включают врачей разных направлений. При объединении работников определенной области, например травматологов, работающих в различных медицинских организациях в СРО, возникает проблема в деятельности организаций: создание саморегулируемой организацией своих стандартов и проведение процедуры контроля может противоречить соответствующей среде отдельных медицинских организаций, к которым принадлежит конкретный работник, член СРО.
Другим требованием саморегулируемой организации является наличие стандартов и правил, выполнение которых носит обязательный характер для всех ее членов. Однако в российском здравоохранении тема стандартизации является актуальной проблемой. Она заключается в том, что темпы развития новых технологий и практик в медицине выше темпов разработки релевантных норм и правил поведения бизнеса. Сейчас существует множество федеральных и региональных медицинских стандартов. В то же время данные правила и требования к деятельности медицинских работников нуждаются в системности и распределении по отдельным отраслям деятельности (стандарты оказания медицинской помощи, стандарты оснащения и т. д.), а также в постоянном повышении их качества. Более того, проблема использования государственных стандартов в здравоохранении заключается в их рекомендательном характере.
Исходя из вышесказанного, процесс разработки стандартов в медицинской сфере имеет ряд недоработок. Однако с помощью института саморегулирования можно решить некоторые из них. Стандарты, применяемы в СРО, должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Но это не означает, что СРО обязана копировать стандарты с аналогичных государственных. Саморегулируемая организация, наоборот, может опережать государство в создании еще не разработанных стандартов по некоторым видам деятельности и тем самым повышать качество медицинских услуг. Кроме того, Федеральный закон дает определенную свободу СРО в разработке своих стандартов, исходя из специфики деятельности организации: «стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида» [6].
Кроме того, под защитой интересов участников СРО также стоит понимать возможность влияния на законодательную базу. Сама по себе саморегулируемая организация не имеет право вносить и утверждать проекты законов и поправки в существующее законодательство. Однако СРО обладают правом участвовать в обсуждении разработки нормативно-правовых актов, касающихся аспектов соответствующей сферы деятельности.
Источники:
1. Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (поликлинике). – М.: ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора, 2017. 121 c.
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 № 785н «Об утверждении требований, устанавливающих порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74610282/.
3. ФЗ от 29.06. 2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/document/71108018/
4. ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/12191967/
5. Т. Бескаравайная. Юристы предупредили о рисках из-за закона о статусе клинических рекомендаций //https://medvestnik.ru/content/articles/Uristy-predupredili-o-riskah-iz-za-zakona-o-statuse-klinicheskih-rekomendacii.html/
6. ФЗ от 01.01.2001 г. (ред. от 01.01.2001, с изм. от 01.01.2001) «О саморегулируемых организациях»
Обсуждение
В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки