Как повышение репутации и производительности труда в частных клиниках может повлиять на регулирование в отрасли здравоохранения.
0Данная тема будет предметом обсуждения на IX-ом Национальном Конгрессе частных медицинских организаций 14-15 ноября 2024 года в Москве.
Солонин Александр Владиславович, к.э.н., генеральный директор СРО "Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга"
Основные проблемы отрасли здравоохранения РФ обусловлены двумя направлениями, во-первых, объективными внешними факторами развития экономики в стране, и во-вторых, отраслевым регулированием, которое сегодня является одним из самых сложных среди всех сфер, хотя бы по количеству действующих нормативно-правовых актов. Причем отраслевое, т.е. внутреннее, регулирование должно ежегодно учитывать быстро меняющуюся внешнюю среду.
Эксперты отмечают ряд причин, которые лежат в основе уже ставших хроническими проблемами:
Низкий уровень оценки эффективности системы здравоохранения: целевые показатели, которые должны определяться при стратегическом планировании часто не согласованы по субъектам, начиная от медицинской организации и заканчивая региональным и федеральным уровнем. Управленческие решения должны приниматься на основе данных по рациональному использованию всех видов ресурсов, с учетом показателей по качеству и доступности.
Дефицит и дисбаланс в структуре медицинского персонала: по официальным данным сегодня не хватает 30 тыс. врачей и 60 тыс. среднего медперсонала, соответственно, есть ответ почему существуют проблемы с доступностью медицинской помощи.
Также на проблемы отрасли здравоохранения влияют глобальное распространение нездорового образа жизни и старение населения страны, увеличение числа лиц с хроническими заболеваниями и недостаточность финансирования сферы здравоохранения.
В системе здравоохранения РФ сегодня доминирующая роль у государственных институтов, регулирующих и разрабатывающих нормативно-правовую базу для оказания медицинских услуг. Даже наличие большого количества некоммерческих общественных организаций, которые участвуют в подготовке предложений для отраслевого регулирования, не позволяет снизить уровень бюрократической избыточности многих положений и требований, так как вертикализация органов управления и контроля в отрасли затрагивает мотивацию многих общественных организаций, где большинство членов и руководителей являются наемными работниками в государственных бюджетных медицинских учреждениях.
Государственное регулирование в здравоохранении РФ имеет существенные проблемы, связанные с очень сложными административными процедурами, которые могут замедлять процесс принятия решений и внедрения новых технологий и методов лечения.
Тотальное государственное регулирование в отрасли здравоохранения обусловлено и современными тенденциями в регулировании во многих сферах экономики РФ, что аргументируется следующими причинами:
• Важность сохранения и повышения уровня здоровья населения. Здравоохранение — это сложная социально-экономическая система, которая позволяет давать оценку благополучию и степени развитости общества.
• Необходимость обеспечения принципа справедливости распределения медицинских услуг. Не каждый гражданин может позволить себе платные услуги здравоохранения, но каждому гарантируется право быть здоровым.
• Реакция на негативные показатели и тенденции в общественном здоровье. Общественное здоровье, часто характеризующееся негативными тенденциями, выступает в качестве серьёзной социально-политической проблемы, требующей ответственности и решений со стороны органов государственного управления.
Однако, государственное регулирование, несмотря на высокую общественную значимость может при этом быть недостаточно эффективным. А эффективность определяется не только зоной ответственности, но и институциональными механизмами и характером применяемых инструментов.
Помимо норм административного права, регулирование осуществляется нормами конституционного, гражданского, уголовного, финансового, трудового, а также процессуальных отраслей права. Доминирование государства в регулировании сферы здравоохранения обусловлено социальными факторами, так как не каждый гражданин может позволить себе платные услуги здравоохранения. Невозможен отказ государства от регулирования сферы здравоохранения, считают эксперты, поскольку коммерциализация отрасли здравоохранения поставит многих граждан в условия неполучения медицинской помощи и ограничению доступа к медицинским услугам. Причем государственное регулирование выступает гарантом получения именно бесплатной медицинской помощи, но это не значит, что вся медицинская инфраструктура должна принадлежать только государству, то есть институциональный монополизм в регулировании и принадлежности собственности будет приводить к снижению общей отраслевой эффективности в условиях рыночной экономики.
Таким образом, государство сохраняет за собой право тотального регулирования сферы здравоохранения, направленное на обеспечение принципа справедливости распределения и доступности медицинских услуг, но сталкивается с системными проблемами, которые неизбежно появляются, когда потребности населения в медицинских услугах решаются с использованием жестких командно-административных инструментов управления.
И главный вопрос здесь, может ли государственное регулирование учитывать равные возможности медицинских организаций различных форм собственности, и как учесть интересы общества, права граждан при выборе медицинской организации и врача в рамках программы госгарантий и многоканального финансирования.
Поэтому, многие эксперты считают, что экономический институциональный анализ позволяет в рамках государственного регулирования выделить слабые и неэффективные звенья с целью трансформации системы здравоохранения и снижения роли командно-административных методов.
Минусы тотального регулирования командно-административным способом в отрасли здравоохранения РФ:
• Сокращение свободы принятия решений и затруднение проявления творческого потенциала на нижних уровнях иерархии.
• Затруднение коммуникаций из-за жёсткой структуры.
• Большая нагрузка на руководителей и ограничение развития лидерских навыков на нижних уровнях.
• Плохая адаптация к изменениям во внешней среде или требованиям рынка. Изменения и новые идеи воплощаются с трудом и реже достигают нижних уровней.
• Отсутствие поощрения инноваций из-за отсутствия свободной рыночной конкуренции. Руководители получают вознаграждения за выполнение приказов и распоряжений, а не за внедрение новых медицинских технологий и эффективных решений в лечении пациентов.
• Чрезмерное или недостаточное финансирование инфраструктуры из-за неспособности жестких экономических планов своевременно реагировать на меняющиеся потребности населения. Это часто приводит к дефициту или расточительному избытку.
•Расширение «теневых рынков», которые предоставляют медицинские услуги в обход финансирования по программам ОМС или вне легальной платной медицины.
Частная медицина в условиях государственного регулирования медицинских услуг может предложить следующие преимущества и возможности:
• Гибкость и адаптивность: клиники могут быстрее адаптироваться к изменениям в спросе на услуги и внедрять новые технологии или методы лечения, способны быстро разгрузить бюджетные учреждения здравоохранения.
• Персонализированный и пациентоцентричный подход: клиники могут предложить индивидуальный подбор технологий и методов лечения, учитывающие уникальные потребности каждого пациента, что способствует улучшению качества медицинских услуг, могут устанавливать собственные, более высокие, стандарты безопасности, качества, сервиса и контроля, что может привести к более высокому уровню удовлетворенности пациентов.
• Сокращение времени ожидания: клиники могут предложить более короткие сроки ожидания на прием к специалистам и проведение процедур, что особенно важно для пациентов, нуждающихся в срочной помощи.
• Конкуренция на рынке: в условиях государственного регулирования частная медицина стимулирует конкуренцию, что приводит к улучшению качества услуг и снижению цен.
• Формирование крупных сетевых структур. Это позволит сократить издержки (логистика, закупки) и повысить доступность услуг и сделать их одинаково качественными вне зависимости от места расположения. Использование вахтового метода работы в филиалах может кардинально решить вопрос дефицита и дисбаланса кадров.
Таким образом, частная медицина может дополнить слабые звенья государственной системы здравоохранения, предлагая альтернативные подходы и решения, которые соответствуют актуальным потребностям пациентов и сократить дефицит государственного финансирования за счет удовлетворения платежеспособного спроса на медицинские услуги.
Тренды развития отрасли здравоохранения сегодня связаны с такими направлениями как цифровизация, внедрение пациентоцентричной модели и процессного подхода, распространение 4П-медицины. Это оказывает непосредственное влияние на изменение регулирования в следующих областях:
•Правовое регулирование, которое затрагивает пересмотр различных аспектов, включая новую организацию медицинской деятельности, меры ответственности, гарантии и контроль.
• Необходимость учёта сложностей и рисков, связанных с необходимостью обеспечения надёжности, безопасности и конфиденциальности медицинских данных, соблюдения этических норм и прав пациентов, адаптации медицинского персонала к новым технологиям, введения новых показателей оценки эффективности, например, репутация и производительность труда.
• Разработка стратегий и новых инструментов управления, позволят проводить конкретные изменения в регулировании на основе анализа данных и новых целевых показателей. Например, увеличение количества пациентов, которые воспользовались телемедициной, удельный вес дистанционных записей на приём, доля электронного медицинского документооборота. Все это сокращает издержки медицинской организации, повышает производительность труда, в чем заинтересована прежде всего частная медицина.
Регулирование в здравоохранении РФ касается во многом регулирования ресурсов в основном госучреждений, и поэтому, практически отсутствует профессиональная оценка и аргументация положительной роли частной системы здравоохранения.
Недооценка роли частных клиник в отрасли здравоохранения проявляется в том, что рынок частных медицинских услуг развивается пока практически вне общественной системы финансирования здравоохранения, частные клиники имеют незначительный финансовый объем в системе ОМС, менее 9% от общего бюджета. И отсутствует тенденция к увеличению, несмотря на рост объемов платных медицинских услуг и увеличение спроса со стороны населения на частную медицину в целом.
Для повышения роли частной медицины в системе здравоохранения возможно введение в отраслевое регулирование новых показателей, характеризующих деятельность медицинских организаций с точки зрения эффективности и общественной полезности для населения. Такими показателями могут стать репутационная оценка (рейтинг) и производительность труда.
Репутация медицинской организация может стать элементом таких комплексных широко известных показателей как медицинская и социальная эффективность. Так репутационные рейтинги медицинских организаций могут стать одним из инструментов для развития пациентоцентричной модели здравоохранения, поскольку они позволяют оценить достижение организациями медико-социальных и финансово-экономических целевых установок. И здесь, в условиях цифровизации для совершенствования системы здравоохранения с помощью репутационного рейтинга как инструмента можно расширить информационную базу для принятия управленческих решений как в медицинских организациях независимо от их формы собственности, так и на региональном и федеральном уровнях.
Сравнение с другими аналогичными организациями помогает чётче увидеть слабые стороны собственной деятельности, оценить имеющиеся в работе недостатки и оптимизировать пути для повышения уровня репутации:
• Информирование пациентов: поможет пациентам принимать обоснованные решения о выборе медицинской организации. Высокие оценки могут привлечь больше пациентов, что стимулирует организации улучшать качество услуг.
• Обратная связь и улучшение качества: использование отзывов пациентов, оценок коллег экспертов и сертификационных механизмов позволит получать ценную обратную связь для выявления слабых мест в оказании медуслуг.
• Конкуренция за качество: создает конкурентную среду среди медицинских организаций, побуждая их стремиться к улучшению качества предоставляемых услуг и повышению уровня сервиса.
• Прозрачность: способствуют большей прозрачности в здравоохранении, что важно для построения доверительных отношений между пациентами и медицинскими организациями.
• Фокус на пациента: в рамках пациентоцентричной модели здравоохранения акцент делается на потребности и предпочтениях пациентов, это помогает организациям лучше адаптировать свои услуги.
Таким образом, репутационные рейтинги могут стать важным инструментом для продвижения пациентоцентричного подхода в здравоохранении, способствуя повышению качества и доступности медицинских услуг.
Стабильная положительная репутация предоставляет медицинской организации определённые выгоды и преимущества: формирует большее доверие пациентов к медицинскому персоналу и предоставляемым медицинским услугам, увеличивает возможности привлечения к работе высококвалифицированных специалистов. А частные клиники при наличии высокой репутации, смогут по формальным основаниям повысить роль частной системы здравоохранения. Для этого предлагается разработать законодательную инициативу с экономическим и юридическим обоснованием.
Сегодня в отраслевом регулировании отсутствует показатель репутационной оценки, но в цифровом пространстве это направление становится необходимым условием работы с уровнем доверия пациентов. Многие данные в интернете, накрутка отзывов, необъективные ручные статистические данные часто вводят в заблуждение пациентов. Для объективной оценки, введение такого показателя будет целесообразным под эгидой регулирования Министерством экономического развития РФ, чтобы соблюсти независимость оценки для всех форм собственности.
Кроме репутационной оценки медицинской организации актуальным было бы введение в регуляторное поле оценку показателей производительности труда, также при использовании регуляторных механизмов, которые курируются Министерством экономического развития РФ.
Введение данных показателей, вне зоны ответственности Министерства здравоохранения, будет целесообразным поскольку действующий Национальный проект "Производительность труда" курирует именно Министерство экономического развития РФ.
Президент РФ Владимир Путин в Послании к Федеральному Собранию отметил: «Для дальнейшего изменения структуры национальной экономики, наращивания ее конкурентоспособности необходимо на принципиально ином уровне задействовать источники роста. Прежде всего – увеличить производительность труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе. Чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в росте своей эффективности и быть жестко нацелены на получение конкретного результата. Хочу подчеркнуть, что повышение производительности труда – это и рост заработных плат, а значит, и потребительского спроса. Это, в свою очередь, дополнительный драйвер для развития экономики».
Проект также направлен на сокращение нормативно-правовых и административных ограничений, препятствующих росту производительности труда, стимулирование внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений и формирование системы подготовки кадров. Эти все направления повышают роль частных клиник в отрасли, как более эффективных по данным показателям.
Причем в здравоохранении должны действовать отдельные показатели по производительности труда, которые учитывают отраслевую специфику, например:
• Выработка. Измеряется в денежном выражении и/или количеством услуг, оказываемых в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника в единицу времени. Например, количество пациентов, которых врач принял за день или неделю. Актуально определять по подразделениям и в соответствии с номенклатурой медицинских услуг, а также в целом по организации.
• Трудоёмкость. Обратный показатель производительности труда — это затраты рабочего времени на выполнение одной медицинской услуги. Это может быть время, которое врач тратит на выполнение конкретного вида операции пациенту или время, которое медсестра тратит на выполнение определенных процедур.
• Ключевые показатели эффективности (KPI). При определении производительности труда в медицинской организации необходимо учитывать специфику работы врачей и других медицинских работников. Например, некоторые виды медицинской помощи требуют больше времени и усилий, чем другие. Поэтому при оценке производительности труда нужно учитывать эти особенности и для каждой организации и должности могут разрабатываться ключевые показатели результатов деятельности. В итоге они могут быть сведены в условный интегральный показатель общего результата.
Производительность труда в здравоохранении должна определяться как эффективность оказываемой медицинской помощи при обеспечении её качества и безопасности, без учета этого количественные результаты по производительности будут не конкурентоспособны и не объективны.
Репутация клиники и производительность труда тесно связаны между собой. Репутация клиники зависит от многих факторов, включая качество медицинского обслуживания, уровень профессионализма персонала, эффективность лечения и удовлетворенность пациентов. Все эти факторы также влияют на производительность труда в клинике.
В частных клиниках, как правило, существует более высокая степень конкуренции, что стимулирует сотрудников и руководителей к повышению производительности и репутации. Поэтому, частная медицина имеет больше стимулов для внедрения современных технологий и оптимизации процессов, что способствует и эффективной работе и более высокой производительности труда и репутации. Эти показатели должны найти отражение в современных нормативно-правовых актах, проекты которых и предлагается разработать.
Обсуждение
В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки