Опыт привлечения и сохранения медицинских кадров в современных условиях жесткой конкуренции

0
Выделить главное вкл выкл

Материалы XIX-го Форума частных медицинских организаций регионов России 12 и 13 октября 2023 года в Иваново

Доклад  члена правления НП «Медицинские организации Ивановской области», генерального директора и главного врача ООО МЦ «Ивастрамед» Денисова Олега Валерьевича

Медицинский центр «Ивастрамед» – многопрофильная медицинская организация, оказывающая

   • первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, в том числе доврачебную, врачебную, специализированную,

    • специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь в стационарных условиях, в том числе в условиях дневного и круглосуточного стационара.

Лицензия на медицинскую деятельность выдана на 5 адресов и более 40 видов медицинской помощи. Заработную плату начисляем 160 сотрудникам (включая совместителей).

Организации в этом году исполняется 25 лет.

Проблема кадрового обеспечения, в первую очередь врачебными кадрами, является одной из главных проблем. Персонал рассматривается в нашей организации как основной ее ресурс!

Можно построить здание в соответствии во всеми СанПиНами и СНиПами, оснастить современным оборудованием, оформить лицензию, но потом все упирается в поиск и удержание профессиональных и высококвалифицированных кадров.

Налицо большой спрос на докторов узких специальностей, заведующих отделениями и медсестер. Однако эта тенденция характерна не только для России – если сравнивать с опытом других стран, у нас ситуация не столь критична.

В конце 2021 года руководство Всемирной организации здравоохранения отметило мировую проблему нехватки докторов и медицинских сестер, которая со временем будет только усугубляться. По данным ВОЗ, еще до пандемии на планете недоставало 8 млн медиков, с приходом коронавируса страны столкнулись с кадровым голодом. По прогнозам, к 2035 году дефицит медицинских сотрудников увеличится до 12,9 млн человек.

Возвращаясь к российским реалиям, эксперты называют общие для рынка труда причины нехватки сотрудников, которые характерны и для медицины: к дефициту кадров в 2020–2021 гг. привела демографическая яма 1990-х, произошла убыль населения из-за пандемии.

Кроме дефицита кадров, пандемия привнесла еще один тренд в здравоохранении – эмоциональное выгорание врачей и медсестер. Медики жалуются на накопленную усталость и недостаток общественной поддержки, понимания, что два года отрасль работала на пределе возможностей. Этот долгосрочный тренд сказался на активности кандидатов в медицине: стало меньше врачей, готовых работать в нескольких клиниках, совмещать несколько должностей и расширять свою занятость.

В ближайшие годы специалисты в области медицины будут как никогда востребованы, так как строятся новые государственные центры, развиваются сети частных клиник, отметили эксперты.

Зарплата всех проблем не решит.

Медицинские организации используют разные инструменты для привлечения кандидатов с нужной квалификацией. Первое, что делают работодатели, – повышают зарплатное предложение. Статистика подтверждает: многие клиники стали увеличивать оплату труда по открытым позициям, выросли средние показатели во многих регионах.

Согласно исследованию hh.ru, средние предлагаемые зарплаты в медицине увеличились с 43 тыс. руб. в I квартале 2019-го до 52 тыс. руб. во II квартале 2022-го (взято медианное значение, анализировались предложения на hh.ru).

По мнению экспертов, это закономерное рыночное поведение – компании пускают в ход «тяжелую артиллерию», привлекают кандидатов более выгодными предложениями, деньгами. Но так ли беспроигрышен этот способ?

Рост зарплаты – один из способов повысить привлекательность вакансии и успешно конкурировать на рынке труда кандидатов. Но это не единственный выход. Мы все прекрасно понимаем, что, если все по очереди будут поднимать зарплаты, начнется ценовая гонка и часть компаний проиграет. Поэтому советую смотреть на проблему шире. Например, проанализировать, как через процесс подбора мы можем повлиять на ситуацию – изменить предложения кандидату, рассказать о преимуществах работы в компании, сократить этапы подбора и т. д.

При значительном росте зарплат некоторые медицинские центры и клиники сталкиваются с невозможностью конкурировать с государственной медициной или крупными медицинскими компаниями. В пандемию государственные больницы могли предложить медперсоналу оплату труда, в разы большую, чем в прежние годы, особенно в столице. Сохраняется тенденция высоких зарплат в медицинской сфере и сейчас, хотя темпы роста замедлились.

Изменили тактику подбора и стали более гибкими.

Далеко не все клиники могут конкурировать за кадры с помощью повышения зарплат. Да и мера это временная. Поэтому, чтобы закрывать вакансии и оставаться востребованными у пациентов, медицинским компаниям приходится быть более гибкими и быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка труда, использовать цифровые инструменты в рекрутменте. Мы проанализировали рынок и скорректировали условия для будущих кандидатов (оплату труда, график работы, возможности совместительства и т.д.).

 Для нас очень важно оказывать качественную медпомощь пациентам – чтобы человек мог пройти консультации всех врачей, которые ему нужны, в одном месте и быстро. Поэтому штат должен быть укомплектован всеми специалистами. 80% коллектива – врачи и медсестры, поэтому команда подбора сфокусирована на найме специалистов. Также набираем сотрудников регистратур и работников кол-центров. В пандемию сеть клиник переживала разные этапы, в том числе интеграцию компаний. В какой-то момент мы поняли, что у нас хороший пациентопот   ок, а врачей не хватает. Наем стал ключевой задачей для бизнеса. Несмотря на сложные времена, мы продолжаем быть активными в подборе.

В «Ивастрамед» серьезно изменили подход не только к подбору кандидатов, но и к работе с нанятыми сотрудниками – стали уделять больше внимания личным коммуникациям с докторами, оценивать настроения сотрудников, предлагают индивидуальные условия труда тем, кого по каким-то причинам не устраивает текущий график. Особое значение в новых условиях имеют личные коммуникации с работниками. Поэтому стоит проводить больше рабочих встреч и неформальных совместных мероприятий, быть более открытыми с коллективом, рассказывать о перспективах, приободрять. Это вселяет уверенность в завтрашнем дне!

С высококвалифицированными докторами мы готовы обсуждать особые условия труда, удобные им. Для нас важен каждый наш доктор, каждый наш сотрудник. В медицине развито внутреннее и внешнее совместительство – доктор может сам формировать свой график, работая как в государственных поликлиниках и больницах, так и в частных медцентрах, в клиниках одного бренда или разных сетей.

Существует ряд принципов, составляющих основу кадровой политики:

    • демократия управления, от которой зависит готовность к сотрудничеству;

    • знание отдельного человека, его потребностей;

    • справедливость соблюдения равенства и последовательность действий в отношении персонала.

Исходные положения политики в области управления персоналом:

    • политика кадрового обеспечения – предполагает обеспечение эффективным персоналом и побуждение его к получению удовлетворения от работы посредством создания привлекательных условий работы, безопасности, возможности продвижения;

    • политика обучения – обеспечение соответствующими обучающими мощностями, чтобы работники могли лучше исполнять свои обязанности и подготовиться к продвижению;

    • политика оплаты труда – предоставление более высокой заработной платы, чем в других местах, определяемой способностями, опытом, ответственностью;

    • политика производственных отношений – установление определенных процедур для простого решения трудовых разногласий;

    • политика благосостояния – обеспечение услуг и льгот, более благоприятных, чем у других нанимателей: социальные условия, созданные в организации желанны для работника и выгодны для предприятия.

Одна из используемых мер социальной поддержки наших сотрудников – это применение льгот при оказании медицинских услуг в нашей клинике сотрудникам и членам их семей, в том числе для основных сотрудников, отработавших более года, оказание медицинских услуг на безвозмездной основе.

Оказание материальной помощи сотрудникам и выдача беспроцентных ссуд на решение финансовых вопросов при различных жизненных ситуациях.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа