Псевдофобии чиновничества как движущий фактор структурных перестроек рынка медицинских услуг

0
Выделить главное вкл выкл

Доклад участника XVIII-ого Форума частных медицинских организаций регионов России д.м.н., профессора, академика РАЕ, председателя Правления Липецкой Ассоциации Приватной Медицины, директора ООО «Медицинский комплекс – Елец» Балы Михаила Анатольевича

Структурные изменения в здравоохранении, как следует из учебников по медицинской истории, идут всегда. В советское время они были целиком подчинены государственной модели системы здравоохранения «имени Н.А.Семашко». В постсоветское время мы наблюдаем бесконечное качание маятника от ностальгии по советскому времени к рыночным реалиям нового капитализма.

Спецификой структурных изменений является жестко регулируемая государством модель оказания медицинской помощи. Управление фокусируется на мобилизации и распределении ресурсов для решения наиболее острых проблем, что обусловливает фрагментарность структурных изменений. В силу того, что каждый уровень управления должен демонстрировать успешность предпринимаемых мер исключительно более высоким уровням управления, более заметными в российском здравоохранении оказываются изменения, связанные с объемами медицинской помощи и организационной структурой поставщиков медицинских услуг, а менее выраженными — изменения в функционалах и способах взаимодействия участников оказания медицинской помощи.

Однако бросается в глаза принципиальная разница в мотивациях управленческого звена, реализующего эти реформы. Опорных сигналов два: 1) KPI конкретного чиновника, занимающего соответствующую должность; 2) страх ответственности за неисполнение дорожных карт, жалоб населения, получения «черной метки» за нерешаемые объективные системные проблемы. И вот именно эти два краеугольных камня зачастую становятся основой имитации победоносных битв с общим врагом, коварно препятствующим движению отечественного здравоохранения к солнечному будущему всеобщей удовлетворенности результатами его деятельности.

Остается найти врага.

Укрепление материально-технической базы. Здесь несомненны успехи национального проекта «Здравоохранение». Строительство ФАПов, офисов врача общей практики, поликлиник и стационаров требует колоссальных средств, и идет во всех регионах страны. Закупки оборудования впечатляют.

НО!!!

Использование этого оборудования и нагрузки медучреждений регламентируются старыми нормативами. Это ведет к нерациональному использованию создаваемых ресурсов. Примеры – загрузки аппаратов МРТ у частников и в госучреждениях; деятельность сетевых лабораторных корпораций; сетевая функциональная диагностика.

Больные выигрывают. Престиж органов управления страдает. Как с этим бороться? Легко!!! Лицензионные требования к стандартам оснащения медицинских организаций дополняются требованиям внесения всего оборудования в ЕГИСИЗ. Старые схемы аренды оборудования на период лицензирования легко вскрываются и пресекаются элементарной проверкой электронных реестров. И никого не волнует, что эти стандарты избыточны от момента рождения.

Ответ на вопрос, кто станет наказуемым, очевиден. Если для госучреждений будет продолжена политика демонстративных угроз пальчиком типа «Ай-ай-ай» (они за народ, выполняют социально ответственную задачу), то для выполнения плана по наказаниям частники, особенно мелкие, станут законной мишенью.

Борьба за кадры. Это, пожалуй, на сегодняшний день самая острая проблема. На всех совещаниях, брифингах для прессы звучат высказывания депутатов, чиновников, ряда общественных деятелей об оттоке врачей в частные клиники. Других причин они не видят в сохраняющемся дефиците кадров. Ни трудовой миграции, ни естественной убыли.

Запреты на совмещение в частных организациях со стороны главных врачей сейчас практически прекратились. Но появились более тяжеловесные и эффективные способы борьбы. Первый – повышение оплаты труда. И это не символические и смехотворные суммы, это уже ощутимые. Второй – все та же ЕГИСИЗ. Введение в нее специалиста требует указания его трудозанятости. И если она суммарно превышает лимит по трудовому законодательству, то появляется рычаг давления. К тому же легко выясняется, в скольких местах работает специалист, и обладает ли медицинская организация необходимым штатом врачей и медсестер в соответствии с лицензионными требованиями.

Два приведенных примера иллюстрируют современные тенденции реализации структурных реформ в здравоохранении, когда псевдофобии с персонификацией врага-частника становятся содержательным наполнением деятельности ряда исполнителей, и движущей силой имитации работы.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа