Без госрегулирования Россия сможет жить и на 80 долл./барр.
0К 2016г. по сравнению с 2013г. расходы на здравоохранение возрастут только - на 0,6% и составят 3,3% ВВП.
Без госрегулирования Россия сможет жить и на 80 долл./барр.
Читать полностью: http://quote.rbc.ru/topnews/2013/10/11/34041548.html
10 комментариев
Quote.rbc.ru 11.10.2013 17:47
К 2016г. по сравнению с 2013г. расходы на силовой блок в абсолютном выражении вырастут на 9%. Кроме того, затраты на образование возрастут на 7,3% (до 4% ВВП), на культуру - на 8%, на социальное обеспечение - на 7%, а на здравоохранение только - на 0,6% и составят 3,3% ВВП.
Тема затягивания поясов в последнее время стала одной из самых обсуждаемых в российском правительстве. С одной стороны, министры ищут статьи расходов, на которых можно сэкономить, с другой - заявляют о необходимости "распечатать" суверенные фонды, средства которых, по мнению авторов идеи, должны пойти на поддержание росийской экономики в трудный период преодоления макро- и микроэкономических кризисов. В частности, Минэкономразвития предлагает инвестировать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в развитие инфраструктуры и высокотехнологичные производства. На эти цели, как считает министр экономического развития Алексей Улюкаев, можно было бы потратить до 40% ФНБ.
В свою очередь Минфин РФ не исключает возможности использования бюджетного резерва в размере 244 млрд руб. на антикризисные меры. 1 октября глава ведомства Антон Силуанов отмечал, что трансферт бюджета ПФР на 2014г. из-за решения по пенсионным накоплениям снизится на 244 млрд руб., которые будут зарезервированы в федеральном бюджете. Он подчеркивал, что эти средства не будут израсходованы на другие нужды. В целом же, как заявлял А.Силуанов на парламентских слушаниях в Совете федерации, в ближайшие три года ожидается период экономии, а также сокращение объема дохода бюджета с 19,1% ВВП в 2013г. до 18,3% в 2016г. Сокращение будет происходить как по общему объему бюджета, так и по отдельным статьям, чтобы оставить больше средств в экономике в условиях низких ожидаемых темпов роста, пояснил он. "В развивающихся странах снижаются темпы роста, они перестают быть драйвером мировой экономики", - подчеркнул А.Силуанов. При этом, по его словам, чем выше будут темпы роста в европейских странах и объем экспорта РФ в ЕС, который составляет более 50% от общего экспорта России, тем быстрее будет развиваться российская экономика.
В период 2008-2013гг. темпы увеличения доходов федерального бюджета оказались ниже скорости роста ВВП, а расходов - выше, что может создать "неустойчивую бюджетную конструкцию", отметил А.Силуанов. До 2016г. ненефтегазовый дефицит федерального бюджета планируется уменьшить до 8,4%, хотя целевым значением для Минфина является показатель менее 5%.
В России уже сложилась неустойчивая бюджетная модель
Впрочем, некоторые аналитики отмечают, что в России уже сложилась неустойчивая бюджетная модель, при которой государство не в состоянии контролировать доходы, а сокращение расходов может привести к росту социальной напряженности. При этом, по мнению экспертов, вероятность потери государством суверенных фондов ввиду того, что просто закончатся хранящиеся там деньги, очень мала. По мнению аналитика БД "Открытие" Алексея Павлова, при ценах на нефть выше 100 долл./барр. в ближайшие годы распрощаться с российскими суверенными фондами будет очень непросто даже при большом желании. "К тому же я бы не стал отождествлять понятия "распрощаться с фондами" и "остаться без денег". Тот вид, в котором фонды существуют сейчас, - это высосанные из экономики деньги, упакованные в "кубышку" и отложенные на черный день", - говорит эксперт. Так что заставить эти средства работать на благо российской экономики - идея очень здравая. Дьявол - в ее реализации.
Как сказал кто-то из экономистов, напоминает А.Павлов, самое страшное для России - высокие цены на углеводороды, поскольку они позволяют власть имущим заниматься преступным ничегонеделаньем. Вот именно таким, по словам эксперта, образом в течение так называемых тучных лет государство вместо того, чтобы реанимировать инфраструктуру, просто наращивало соцобязательства. "В результате мы имеем сегодня крайне опасную и неустойчивую бюджетную модель: доходы от нас не зависят, а сокращение социальных расходов грозит серьезным народным недовольством и ростом общественной напряженности", - констатирует А.Павлов.
Развитые страны обходятся без фондов благосостояния
Среди важных направлений бюджетной политики на ближайшие годы глава Минфина выделил стабилизацию налоговой системы, снижение нефтегазовых составляющих доходов, замораживание издержек естественных монополий и др. Значительные средства, в том числе за счет ФНБ, по его словам, будут вкладываться в крупные инфраструктурные проекты. А.Силуанов сообщал, что 2,3 трлн руб. предназначены на реализацию указов президента, в том числе на повышение заработных плат, поддержку субъектов РФ, развитие Дальнего Востока и переход на контрактную систему армии. Хотя некоторые военные расходы были ужаты, к 2016г. по сравнению с 2013г. расходы на силовой блок в абсолютном выражении вырастут на 9%. Кроме того, затраты на образование возрастут на 7,3% (до 4% ВВП), на культуру - на 8%, на социальное обеспечение - на 7%, на здравоохранение - на 0,6% (3,3% ВВП). "Большие резервы по повышению доходной части бюджета находятся в теневом секторе, и наша задача - туда забраться ", - подчеркнул А.Силуанов.
Директор направления "Новый бизнес" Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян отмечает, что многое будет зависеть от цены на нефть. Государство, по его словам, вряд ли будет вкладывать такие же средства в инфраструктуру, что и в преддверии Олимпиады, а инвестировать в промышленность смысла нет, если только речь не идет об оборонзаказе. Главная миссия государства, по словам эксперта, - создать условия для развития бизнеса, а не стать участником процесса. "По сути дела, в течение "нулевых" государство раздавало долги за "нищие" 1990-е гг., что вылилось в повышенные обязательства и резкое увеличение роли государства в экономике, в том числе и через вхождение в капитал, частично или полностью, частных компаний", - говорит А.Аветисян. Для выполнения всех обязательств, которые государство взяло на себя сейчас, цена меньше 100 долл./барр. уже кажется низкой, считает эксперт. Он полагает, что при резком ограничении роли государства в экономике можно комфортно существовать и при 80 долл./барр. Причем для экономики, утверждает А.Аветисян, это обернется неким оздоровлением, и госкомпаниям придется ограничить свою экспансию. В развитых странах фондов благосостояния нет вообще, исключение составляет разве что Норвегия, где все инвестиции осуществляет частный бизнес, заключил эксперт.
Обсуждение
В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки