Платные услуги в госучреждениях нужно запретить

0
Выделить главное вкл выкл

ФАС направила предложения в Минэкономразвития по итогам заседание Экспертного совета во исполнение поручений Дмитрия Медведева

С учетом состоявшегося 20 августа 2014 обсуждения проекта предложений с участниками заседания Экспертного совета, а также в результате рассмотрения поступивших от экспертов замечаний и дополнений к ним, ФАС доработала свои предложения и направила их 10 сентября 2014 в Минэкономразвития России, которое является ответственным исполнителем по указанному пункту Перечня поручений.

С итоговым вариантом предложений по развитию конкуренции в сфере здравоохранения на 2015-2016 гг. можно ознакомиться здесь.

Источник: Главврач частной клиники Петербурга: платные услуги в госучреждениях нужно запретить
26-08-2014 09:00

Дополнительные платежи от пациентов они должны получать только по безналичному расчету.

Главный врач одной из петербургских частных клиник предлагает закрыть отделы платных услуг в государственных медучреждениях  — дополнительные платежи от пациентов они должны получать только по безналичному расчету, например в рамках ДМС.  С таким предложением выступила главный врач «КардиоКлиника» Надежда Алексеева на совместном заседании экспертных советов при ФАС России по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении и в сфере обращения медицинских изделий.  По ее мнению, сейчас платные услуги в клиниках — это бизнес с использованием государственной собственности в ущерб гарантированной бесплатной медпомощи. Как отметила она в ходе своего доклада, помощь оплачивается дважды - огромные бюджетные деньги тратятся на новейшее оборудование, обучение кадров и повышение зарплат медработникам, а пациенту в государственной клинике все равно приходится платить. «Пациент платит, чтобы не стоять в очередях, чтобы расположить врача лично к себе, чтобы получить более «качественную» помощь», - отмечает Надежда Алексеева.  Она предлагает отменить постановление Правительства от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». До этого же необходимо установить цены на платные медицинские услуги в госклиниках не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на  рынке. И разрешить оказание платных услуг в государственных МО лишь по «частным страховкам» – индивидуальным полисам ДМС. Помимо этого, необходимо убедить врачей и медицинских сестѐр, желающих оказывать платные медицинские услуги легально– не увольняясь с основной работы, зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и оформить договорные отношения с МО, прописав стоимость почасовой аренды кабинетов, оборудования и даже операционной во внерабочее время и при условии выполнения программы госгарантий.   

20 августа в 11:00 состоялось совместное заседание Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении и Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере обращения медицинских изделий.

Повестка дня заседания:

1. Обсуждение предложений по развитию конкуренции на рынках лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, подготовленных в рамках исполнения пункта 5 Перечня поручений Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева от 01.07.2014 № ДМ-П36-4825 по итогам встречи с членами Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросу развития бизнес-климата и конкуренции в Российской Федерации 23 июня 2014 г.

2. Дистанционная торговля лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Предложения

по развитию конкуренции в сфере здравоохранения (на рынках медицинских услуг) на 2015-2016 годы


Структура
Проблема (краткое наименование проблемы)
Описание (описание проблемы)
Пути решения (предложение по развитию конкуренции)
Сроки (срок реализации предложения по развитию конкуренции)
Результат
Ответственные исполнители

Препятствие доступу частных медицинских организаций к оказанию высокотехнологической медицинской помощи (ВМП).

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечень медицинских организаций, оказывающих ВМП, утверждается Минздравом России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако сам порядок формирования перечня, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 904, содержит нормы, предоставляющие Минздраву России весь комплекс полномочий по формированию перечня. Он предусматривает создание Экспертного совета при Минздраве России, положение о котором, как и критерии отбора медицинских организаций, утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. Соответственно, у Минздрава России есть возможность устанавливать такие критерии отбора (помимо лицензионных требований), которым смогут соответствовать конкретные медицинские организации, а также ежегодно их пересматривать.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации № 904, медицинская организация, претендующая на включение в перечень, должна представить в Экспертный совет необходимые документы не позднее 1 августа года, предшествующего году, на который он формируется. Постановление было принято в сентябре 2012 года, приказ Минздрава России № 558н, устанавливающий критерии отбора медорганизаций, вступил в силу 22 августа 2013 года. Таким образом, негосударственные медицинские организации в 2012-2013 гг. не смогли подать заявки на участие в оказании услуг ВМП.
Согласно пункту 9 Приказа 558н, одним из критериев отбора медицинских организаций является соответствие финансового обеспечения медицинской организации особенностям использования бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Минздраву России на финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи, устанавливаемых бюджетным законодательством Российской Федерации, что автоматически привело к исключению из задания ВМП медицинские организации, не участвовавшие в оказании услуг ВМП в 2013 году. На основании несоответствия негосударственных медицинских организаций этому пункту Экспертный Совет Минздрава России на заседании 20.12.2013 отказал всем частным медицинским организациям в участии в оказании услуг ВМП в 2014 году.
По мнению ФАС России, наличие у медицинской организации лицензии на оказание ВМП должно быть единственным требованием к участникам рынка услуг ВМП, а для доступа медицинских организаций на рынок услуг ВМП должны применяться нормы Федерального закона № 44-ФЗ, как и к остальным услугам, оказываемым для государственных и муниципальных нужд.

Формирование государственного задания на ВМП на конкурсной основе.

2015 г.

Минздрав России
ФАС России

Несовершенство законодательства об обязательном медицинском страховании, дискриминация медицинских организаций по объемам и тарифам оказываемой медицинской помощи

Не урегулирована процедура распределения объемов медицинской помощи, подлежащих оплате из фондов ОМС, между медицинскими организациями, что приводит к дискриминации медицинских организаций при распределении бюджетных ресурсов, независимо от формы собственности
Внесение в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об ОМС)
положений, регламентирующих деятельность региональных комиссий, исключив процедуру определения объема предоставления медицинской помощи

Июнь 2015 г

Создание равных условий участия медицинских организаций в системе ОМС, предотвращение злоупотреблений региональными комиссиями, связанных с распределением объемов

Минздрав России
ФАС России
ФФОМС

Не регламентирован правовой статус комиссий по разработке территориальных программ ОМС, в результате чего комиссии не несут ответственность за принимаемые решения и нарушения прав заявителей.

Внесение в законодательство об ОМС изменений, определяющих правовой статус комиссий, включая положения об обязательном участии в деятельности комиссий представителей государственных и негосударственных медицинских организаций на паритетных началах, а также требование об обязательном утверждении решений комиссии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере здравоохранения

Июнь 2015 г

Предотвращение злоупотреблений региональными комиссиями, связанных с распределением объемов

Минздрав России
ФАС России
ФФОМС

Законодательство об ОМС, декларируя право пациента на выбор медицинской организации, не обеспечивает застрахованным гражданам наличие действующего механизма для реализации права на такой выбор, что приводит к утрате страховыми компаниями функций страховщика, и лишает медицинские организации возможности конкурировать при оказании медицинской помощи в рамках ОМС. При этом частные страховые компании, зачастую не имея лицензии на экспертизу качества медицинской помощи, незаконно проводят проверки и взыскивают штрафы

Внесение в законодательство об ОМС поправок, устраняющих деятельность страховых компаний, и создающих условия прямого направления средств ФФОМС в медицинскую организацию, оказавшую услугу пациенту (то есть осуществление перехода от существующей системы распределения средств ОМС среди медицинских организаций по факту «прикрепления» пациентов к конкретной медицинской организации, к системе оплаты фактически оказанных гражданам медицинских услуг)

Июнь 2015 г

Создание благоприятных условий для развития конкуренции среди медицинских организаций и реализация принципа «деньги идут за пациентом», снижение финансовой нагрузки на систему ОМС в связи с ликвидацией страховых организаций

Минздрав России
ФАС России
ФФОМС

Отсутствует четкая правовая регламентация расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, что приводит к дискриминации медицинских организаций в зависимости от формы собственности, поскольку при оказании одинаковых услуг затраты частных медицинских организаций выше, чем затраты бюджетных медицинских организаций.

Внесение в Закон об ОМС изменений, позволяющих регламентировать порядок формирования и структуру тарифов на оплату медицинской помощи, которые не должны быть ниже себестоимости медицинской услуги

Июнь 2015 г

Создание равных условий участия медицинских организаций в системе ОМС

Минздрав России
ФАС России
ФФОМС

Различная стоимость оказания однотипных медицинских услуг в субъектах Российской Федерации противоречит единым стандартам оказания медицинской помощи

Проведение проверки определения в субъектах Российской Федерации тарифов для частных и государственных медицинских организаций

Июнь 2015 г

Создание равных условий участия медицинских организаций в системе ОМС

ФФОМС
ФАС России

Смешение платности и бесплатности медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях

Смешение платности и бесплатности медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях ставит в неравное положение частные и государственные (муниципальные) медицинские организации на рынке платных услуг, поскольку государственные и муниципальные организации, финансируемые из различных источников, оказывают платные медицинские услуги, используя оборудование, расходные материалы, время и трудовые ресурсы, финансирование которых осуществляется в целях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, в то время как частные медицинские организации вынуждены покрывать все статьи расходов из одного источника финансирования. При формировании цены в частных медицинских организациях учитываются все статьи, при формировании цены в государственных клиниках в стоимость платных услуг не включаются стоимость основных фондов, их содержания, затраты на обслуживающий персонал, охрану, уборщиц , лаборантов и прочее – таким образом происходит занижение затратной части стоимости медицинской услуги.

Кроме того смешение платности и бесплатности медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях приводит к устойчивому снижению доступности и качества медицинской помощи в бесплатной системе здравоохранения. В ПП РФ от 04.10.2012 № 1006 указано, что оказание платных медицинских услуг «разрешено…на иных условиях, предусмотренных Программой…»

Коррупция при оказании платных медицинских услуг в ЛПУ: врачи осуществляют лечение за наличный расчет, при этом потраченные материалы списываются на пациентов по программе гос. гарантий.

Введение запрета на оказание платных услуг в медицинских организациях, получающих бюджетное финансирование основных средств, разрешение оказания платных услуг в государственных медицинских организациях только по «частным страховкам» – индивидуальным полисам ДМС.

Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006, определяющих исчерпывающий перечень условий оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях.

Установление единых правил по оказанию государственными и муниципальными медицинскими организациями медицинских услуг населению.

Утверждение порядка и усиление информирования государственными и муниципальными медицинскими организациями населения о перечне бесплатных и платных услуг, порядке их оказания, условиях и ценах.

Введение ответственности руководителей государственных и муниципальных медицинских организаций и медицинских работников за незаконное оказание медицинских услуг за плату и за несоблюдение предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 79 ФЗ-323 требования к медицинским организациям об обязательном информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках государственной и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

2015 г.

Минздрав России
Росздравнадзор
ФАС России

Лицензирование медицинской деятельности (за исключением высокотехнологической медпомощи и федеральных клиник) передано на уровень субъектов Российской Федерации

Возник конфликт интересов между субъектом Российской Федерации, являющимся собственником, финансовым агентом и лицензионным контролером медицинских учреждений, с одной стороны, и публичными целями надзора, с другой стороны. По итогам проведенных в 2012 году Росздравнадзором проверок реализации исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лицензирования во всех проверенных субъектах Российской Федерации выявлены нарушения, что свидетельствует об установлении на территории Российской Федерации фактически разных регуляторных режимов, затрудняющих развитие предпринимательской активности в сфере оказания медицинских услуг и защиту прав граждан.
Передача полномочий по лицензированию и лицензионному надзору в сфере оказания медицинских услуг в Росздравнадзор.

Создание и привлечение к оценке качества оказываемых услуг саморегулируемых врачебных объединений.
20015-2016 гг.

Минздрав России
ФАС России


Препятствие созданию частных медицинских организаций
Согласно подпункту «в» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности предъявляется требование о наличии у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».
Внесение поправок в Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291
2015 г.

Минздрав России

Слабость надзора в связи с отсутствием ответственности хозяйствующих субъектов и их должностных лиц либо несущественными размерами штрафов
Отсутствие ответственности медицинских работников, руководителей медицинских организаций, фармацевтических компаний за нарушения требований федеральных законов № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (за подкуп врачей при недобросовестном продвижении лекарственных препаратов и навязывание лекарств пациентам; предоставление пациентам недостоверной информации о лекарствах; нарушение требований к ведению медицинской документации).

Установленные ФЗ-317 штрафы несоразмерны степени общественной опасности правонарушений, а диспозиции сформулированы неконкретно и не позволяют дифференцировать наказание в зависимости от последствий (за «Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств» штраф на граждан 1,5 тыс.-3 тыс. руб.; на должностных лиц – 5 тыс-10 тыс. руб.; на юр. лиц, к которым относятся в том числе крупнейшие иностранные фармкомпании с миллионными оборотами – 20 тыс.-30 тыс. руб.).

Административная ответственность за продажу недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств предусмотрена только в случае если такие действия повлекли за собой причинение вреда здоровью граждан (или создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан). Однако причинно-следственную связь между причинением вреда здоровью и приемом некачественного лекарства практически невозможно доказать, и кроме того, объективную сторону данного правонарушения составляют действия, которые сами по себе являются неправомерными, поскольку представляют угрозу здоровью неопределенному кругу лиц и в силу этого не могут быть связаны таким обязательным признаком, как причинение вреда конкретному человеку для того, чтобы быть квалифицированы в качестве правонарушения.
Разработка соответствующих поправок в КоАП
2015 г.

Минздрав России
ФАС России
Неравные лицензионные требования к медицинским организациям разных форм собственности
При осуществлении лицензирования медицинской деятельности требования к государственным организациям в части «Табеля оснащения медицинскими изделиями» не предъявляются в полном объеме, в отличие от частных организаций. При этом часть медицинских изделий не требуется медицинской организации, так как разработка табеля велась с точки зрения обоснования расходов на закупку оборудования в государственных ЛПУ.

Внесение поправок в порядки оказания медицинской помощи в части пересмотра табелей оснащения медицинской организации или в части обязательности их применения (ввести справочный характер оснащения)
2015 г.

Минздрав России
ФАС России
Двойной контроль государственными органами медицинских организаций
Процедура лицензирования включает подтверждения соответствия медицинской организации на предмет санитарно-эпидемиологических и иных требований, предъявляемых к такому виду деятельности. При этом ряд надзорных органов предъявляют дублирующие требования, например, требования по утилизации мед.отходов (Росприроднадзор и Роспотребнадзор), природоохранные требования и т.п.
Исключение дублирования полномочий по контролю
2015 г.

Минздрав России
ФАС России
Иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
Громоздкая система требований к условиям оказания медицинских услуг
Ежегодно создаются и корректируются различные дополнительные условия оказания медицинской помощи, касающиеся вспомогательных подразделений, медицинской техники, ставок медработников, количества дополнительных обследований и пр., которые согласно международным рекомендациям не имеют практического смысла в рамках оказания конкретной медицинской помощи.
Упрощение системы требований к медицинским организациям и приведение ее в соответствие с международными стандартами.
2015 г.

Минздрав России
ФАС России
Применение правовых норм, не рассчитанных на применение к частным медицинским организациям.
В системе ОМС используется понятие «нецелевое использование средств», однако трактовка данной категории разработана для бюджетных государственных органов и организаций и не применима к частным медицинским организациям. Когда частная клиника оказала в полном объеме должного качества медицинские услуги в рамках ОМС, не превысив размера средств, выделенных ТФОМС, но самостоятельно распределила их по статьям расходов, то частной клинике ТФОМС предъявляет требование об уплате штрафа и взыскании других санкций.
Внесение изменений в законодательство, исключающих требование о целевом использовании средств ОМС для частных медицинских организаций
2015 г.

ФОМС
Сложность привлечения инвестиций на закупку дорогостоящего мед.оборудования
Лизинговые программы не работают в сфере закупки медицинского оборудования, так как услуги лизинга облагаются НДС 18%, а само мед. оборудование не облагается. Т.е. применение лизинговых схем не только увеличивает стоимость на лизинговый процент, но еще и на 18% НДС,
Внесение поправок в Налоговый Кодекс Российской Федерации о сохранении льготного начисления НДС при лизинге мед. оборудования.

Разработка программы по льготному кредитованию медицинских организаций
2015 г.

Минздрав России
Минфин России
Отсутствие механизмов частно-государственного партнерства в сфере развития медицинских услуг
При отсутствии у государства возможности открывать клиники в ряде районов или социально-значимые объекты – дома престарелых и т.п., инвесторы готовы строить мед. организации, но при условии гарантированного обеспечения потребления услуг – то есть гарантированного финансирования услуг по гос гарантиям. В настоящее время такая гарантия не возможна в силу отсутствия нормативно- правовой базы.
Разработка нормативно- правовой базы для частно-государственного партнерства в сфере создания новых медицинских и социальных организаций путем привлечения частных инвестиций под госзаказ мед услуг.
2015 г.

Минздрав России
Минэкономразвития России
ФАС России
Стаж работы врачей в негосударственном здравоохранении не учитывается при учете стажа для выхода на досрочную пенсию
Работники частной системы здравоохранения вынуждены отстаивать свои права на досрочную трудовую пенсию по старости в судебном порядке, поскольку ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает назначение указанного вида пенсии для работников учреждений (а не организаций). Таким образом, лица, состоящие в аналогичных должностях и выполняющие одинаковые трудовые обязанности, находятся в неравном положении.
Предоставление права медицинским работникам частных медицинских организаций пользоваться предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» нормой в части назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста
2015 г.

Минтруд России
Минфин России
Минздрав России
ФАС России

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа