Пара-пара-параграфы. Главные нормативные изменения в сфере здравоохранения с 1 января 2024 года
0С января 2024 года новую редакцию получили сразу две высокобюджетные госпрограммы – «Развитие здравоохранения» и «Модернизация первичного звена»
В оба документа погрузили дополнительные статьи расходов, а у первого к тому же были скорректированы цели и задачи.
Параллельно Правительство РФ отсрочило вступление в силу ряда важных нормативных новелл: на 1 января 2025 года перенесены переход на единую систему работы по клиническим рекомендациям и включение новых регионов в общероссийскую систему ОМС. Изменениям также подверглась регуляторика в сфере обращения медизделий, лекобеспечения и медобразования. Подробнее об этих и иных нормативных актах, вступивших в силу в 2024 году, – в обзоре Vademecum.
Работа госмедучреждений
Правительство и депутаты Госдумы отсрочили всеобщий переход госмедучреждений и частных клиник на обязательную работу по клиническим рекомендациям (КР) с 1 января 2024-го на 1 января 2025 года.
Изначально КР предлагалось сделать обязательными для всех участников системы здравоохранения с 2022 года: вступление в силу всех утвержденных клинрекомендаций должно было дать страховым медорганизациям, территориальным фондам ОМС и надзорным органам легальные и четкие алгоритмы для выявления нарушений качества оказания медпомощи. Тем не менее из-за неактуальности многих КР к намеченному сроку было решено обновлять и вводить клинрекомендации поэтапно до конца 2023 года и только затем внедрять общую систему контроля.
Теперь депутаты логично усомнились в готовности самих регионов исполнять алгоритмы КР и посоветовали Минздраву оценить достаточность материально-технической базы в субъектах «как есть» для выполнения лечебных и диагностических манипуляций «как должно быть».
Обязательное медицинское страхование
• С 1 января вступили в силу сразу несколько новых положений №326-ФЗ «Об ОМС».
Исключая технические поправки о продлении программы поощрения онконастороженности врачей до 2026 года, а также об уточнении порядка подачи заявок федцентров на получение объемов ОМС, концептуальной можно считать только одну корректировку.
Теперь застрахованный по ОМС гражданин не обязан извещать страховую медорганизацию об изменении места жительства, а также самостоятельно выбирать себе новую страховую компанию. За него это сделает территориальный фонд ОМС, определив страховщика и внеся соответствующие данные в федеральный реестр застрахованных лиц.
Уточнение декларируется как финальное в пакете правок, посвященных внедрению электронных цифровых полисов. Смысл новации вполне практический: получая информацию от подразделений ЗАГС или МВД, ТФОМС автоматически прикрепляет пациента к региону проживания, избавляя систему от изнурительных процедур согласования и распыляющих бюджеты межтерриториальных расчетов.
• В декабре депутаты Госдумы экстренно утвердили еще один законопроект с изменениями в №326-ФЗ, имеющий практическое значение для расходования страхового бюджета. Согласно документу, остатки средств ОМС (если таковые имеются) по окончании 2023 года медорганизациям разрешено израсходовать на ряд других, ранее нелегитимных статей, например, на аренду жилья для медиков. Финальный список вновь разрешенных трат сэкономленных средств ОМС каждый регион определит самостоятельно.
Точно нельзя будет потратить эти деньги на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, на оплату процентов и погашение основной суммы долга по кредитам (эти расходы запрещены и в текущей версии №326-ФЗ). Также под запрет попало приобретение недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, долей в уставном капитале компаний.
Кроме того, теперь ФЗ-326 позволит расходовать страховой бюджет на техническое обслуживание и ремонт основных средств, а лимит на закупку одной единицы медтехники повысится в четыре раза – со 100 тысяч до 400 тысяч рублей.
• Еще один закон, также принятый в конце 2023-го, гласит, что с 1 января 2024 года на новых территориях вводится специальный временный режим функционирования системы ОМС. Закон определяет, как именно будет оплачиваться медпомощь в 2024 году, пока в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях не настроены общероссийские механизмы ОМС. По словам председателя ФФОМС Ильи Баланина, руководители регионов сами попросили продлить начавшийся 1 января 2023 года переходный период.
В частности, в 2024 году будет разрешено вносить медорганизации в реестр ОМС по мере готовности, а не в определенные №326-ФЗ сроки. Суммарно из бюджета ФФОМС на оплату медпомощи жителям четырех территорий в 2024 году будет направлено 38,8 млрд рублей.
Медизделия и медтехника
• К 1 января истек дедлайн переоформления лицензий для сервиса медоборудования. В ноябре 2021 года Правительство России утвердило новый регламент о лицензировании технического обслуживания медицинских изделий. Из-под регулирования документом выведен сервис медизделий с низким классом риска, а также юрлица или индивидуальные предприниматели, занимающиеся обслуживанием собственного медоборудования.
В новой версии регламента прописан перечень оборудования, необходимого для сервиса медтехники по каждому из видов. Компании, занимающиеся техническим обслуживанием медоборудования, должны были до 1 января 2024 года подать заявление в Росздравнадзор о внесении изменений в реестр в связи с актуализацией перечня выполняемых работ по техобслуживанию.
• Вступит в силу новый перечень медизделий для переоснащения сосудистых центров. Из перечня, в котором теперь осталась 31 позиция вместо прежних 36, исключены компьютерные томографы с разрешением выше 64 срезов, поставляемых для нужд региональных сосудистых центров, а также несколько типов реабилитационного оборудования.
• С 1 января обновлены перечни медизделий с льготным НДС. Правительство РФ скорректировало перечни кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при ввозе и реализации в РФ, а также перечень медицинских товаров, ввоз и реализация которых не облагаются НДС. По ряду позиций устранена проблема одновременного нахождения товаров в обоих перечнях. Так, из перечней медизделий, облагаемых по ставке 10%, исключены искусственные зубы, а в список необлагаемых медизделий дополнительно включены отдельные виды специального абсорбирующего белья.
Кадры
• С 1 января в силу вступили принятые Минздравом РФ корректировки в Порядок аттестации медицинских и фармацевтических работников на присвоение категории. Главное нововведение – детализирование инструкции по срокам и условиям предоставления документов через портал госуслуг. Планируется, что благодаря изменениям время рассмотрения документов аттестационной комиссией значительно уменьшится, так как сократится пакет необходимых для подачи документов.
• Также с начала года начало действовать правительственное постановление о введении единой компенсационной выплаты для военных врачей, фельдшеров и медицинских сестер, переезжающих на работу в гарнизонные медучреждения. Документ устанавливает врачам выплаты до 2 млн рублей, среднему медперсоналу – до 1 млн. Программа не включает «подъемные» для работы вне населенных пунктов в Дальневосточном федеральном округе, районах Крайнего Севера и регионах, входящих в состав Арктической зоны России.
Лекарственное обеспечение
• В 2024 году обновилась госпрограмма «Развитие здравоохранения» – документ определяет виды и объемы расходов федбюджета на модернизацию региональных систем здравоохранения. Впервые в льготное лекобеспечение федпроекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» включены пациенты с фибрилляцией предсердий в сочетании с хронической сердечной недостаточностью со значением фракции выброса левого желудочка ⩽40%.
Эта когорта пациентов будет получать льготные лекарства за счет федбюджета, равно как и перенесшие инфаркт и инсульт. В 2022 году в периметр подобной меры поддержки попали 824 тысячи пациентов высокого риска развития ССЗ, или 93,8% от подлежащих терапии. На эти цели государством ежегодно выделяется более 10 млрд рублей.
• Изменения затронут и Правила предоставления грантов фонду «Круг добра». Новация коснется критериев оценки эффективности направления субсидий на лечение, лекарства, медицинские изделия и технические средства реабилитации для детей с редкими заболеваниями. Теперь основными показателями для предоставления гранта станет количество случаев медицинской помощи (в том числе и за пределами России) орфанным пациентам, а также количество приобретенных упаковок лекарств, медицинских изделий и ТСР.
• С 1 января вступили в силу правительственные требования к единственному поставщику при закупке лекарств, а также требования к самим препаратам в таких контрактах. В перечне пять критериев, которым должен соответствовать претендующий на статус оператор. Например, поставщик не должен находиться под контролем иностранного инвестора или группы лиц. Контрактер должен иметь опыт исполнения госзаказов на поставку лекарств, заключенных в течение трех лет, предшествующих дате предложения об определении единственного поставщика. Компания также должна обладать исключительным правом на изобретение, относящееся к химическому соединению, со сроком действия не менее срока, на который определяется единственный поставщик.
Закон, продлевающий механизм госзакупок препаратов в регионах у единственного поставщика (в такой роли может выступить государственное унитарное предприятие субъекта РФ либо акционерное общество, 100% долей которого принадлежат региону), подписан президентом Владимиром Путиным в августе 2023 года.
Госпрограммы
• Закупка передвижных медицинских комплексов (ПМК) для сельских районов войдет в контур программы обновления первичного звена системы здравоохранения, заявили в Правительстве РФ. Оснащение будет проводиться до 2025 года. Укомплектованы комплексами будут медучреждения сельских поселений и небольших городов до 50 тысяч человек. За реализацию программы перед Правительством России отчитываться будут власти регионов и Минпромторг.
В начале 2024 года в 67 регионов поставят 250 единиц ПМК. По сравнению с минувшим годом объем закупок вырос на 35%, на эти цели будет направлено 3,7 млрд рублей.
• Амбициозная программа по борьбе с ожирением у подростков, анонсированная вице-премьером Татьяной Голиковой в конце 2023 года, будет запущена силами 11 ведомств и шести федеральных учреждений. Конкретные участники пока не обозначены, но известно, что работать над проектом будут медицинские исследовательские центры. Также к формированию программы будут привлечены НКО в сфере охраны здоровья и некоммерческие организации, занимающиеся проведением информационных кампаний по борьбе с ожирением у несовершеннолетних.
Обсуждение
В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки