Формирование предпринимательского сообщества в сфере оказания медицинских услуг exclusive

0
Выделить главное вкл выкл

Формирование предпринимательского сообщества в сфере оказания медицинских услуг. Коллектив авторов: к.м.н. Мисюлин С.С., к.м.н. Лазарев С.В., к.э.н. Борисов Д.А.

Читать далее

Формирование предпринимательского сообщества
в сфере оказания медицинских услуг

Коллектив авторов: к.м.н. Мисюлин С.С., к.м.н. Лазарев С.В., к.э.н. Борисов Д.А.

Содержание

Введение
1. Первый этап консолидации 2004 - 2009
2. Второй этап консолидации 2010 - 2011
3. Третий этап консолидации 2012 - н.в.
4. Деятельность Национального союза
региональных объединений частной системы здравоохранения
4.1. Краткая информация об организации
4.2. Основные направления и результаты деятельности
4.2.1. Устранения административных барьеров на пути развития предпринимательства в сфере медицинских услуг
4.2.2. Формирование цивилизованного рынка медицинских услуг
4.2.3. Создание единого информационного поля частной системы здравоохранения
4.2.4. Развитие института саморегулирования по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг
5. Основные проблемы, препятствующие развитию рынка медицинских услуг
Заключение
Приложение. Список участников НП «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения»

Введение

Неотъемлемой частью демократической формы управления государством является наличие: институтов гражданского общества, частной собственности и предпринимательства. Предпринимательство существовало всегда, во всех общественных формациях, за исключением социализма, где оно было заменено государственным планированием.

Изначально потребность в выработке правил поведения участниками рынка была продиктована стремлением снизить транзакционные издержки, возникающие в связи с отсутствием государственного регулирования. Оказалось, что работать на доверии в условиях самоорганизации и саморегулирования гораздо выгоднее, чем нести риски непредсказуемого поведения контрагента или конкурента.

Одновременно с развитием государственного регулирования, судебной системы и других институтов, направленных на защиту прав потребителей, саморегулируемые организации значительно эволюционировали и заняли ключевое место в системе рыночной экономики. Причина проста - государственное регулирование имеет свою цену: прямую в виде зарплаты чиновников и косвенную в виде их ошибок, которые обходятся экономике значительно дороже. Кроме того, регулирование некоторых аспектов профессиональной деятельности практически недоступно государству. Например, разработка стандарта лечения, не допускающего вариативность поведения врача, может привести к летальному исходу для пациента.

Особенностью современной России является движение от плановой экономики к рыночной. Плановая экономика отличалась тотальным государственным регулированием. Несмотря на наличие экономических свобод после «шоковой терапии», довольно скоро появился механизм лицензирования, нацеленный на формальный контроль за деятельностью организаций. В связи с отсутствием развитого отраслевого законодательства, правил делового оборота, лицензионный контроль со стороны чиновников осуществлялся частично по приказам Минздрава СССР и «по понятиям», сформированным еще в советское время.

Поскольку в отличии от других отраслей экономики в сфере здравоохранения была сделана ставка на государственную собственность, органы управления здравоохранением, модель потребления бюджетных средств, то частные медицинские центры появились благодаря сокращению доступности медицинской помощи в государственном секторе.

Снижение доступности, а также качества и безопасности медицинской помощи в значительной мере связано с ухудшением положения врача. Маленькая зарплата в государственных учреждениях стимулировала мздоимство врачей, впоследствии выстроились коррупционные цепочки, в которых врач обязан платить главному врачу, от которого зависит не только зарплата, но и сохранение должности. По данным Минздрава в настоящее время фиксированная часть зарплаты составляет в среднем 35%, остальное составляют стимулирующие выплаты по усмотрению главного врача.

Недовольство населения медицинской помощью, ежегодный рост числа жалоб повлекли ужесточение государственного надзора. Оборотной стороной бесправия врача является отсутствие юридической ответственности. За результаты лечения всю ответственность несет юридическое лицо. Поэтому основное давление надзорных органов направлено на организации. К компетенции юридического лица относится создание необходимых условий оказания медицинских услуг, однако этого недостаточно. Качество медицинской помощи на 90% зависит от действий врача. Поэтому ужесточение государственного надзора не привело к сокращению жалоб пациентов. К слову, национальные проекты, улучшив материально-техническую базу ЛПУ, не оказали никакого влияния на положение врача. Поэтому данные проекты не привели к ожидаемому результату в полной мере.

Единственное к чему привело ужесточение надзора — это создание стимулов к объединению предпринимателей, формированию предпринимательского сообщества в сфере оказания медицинских услуг. Предпринимательское сообщество добилось на пути косолидации значительных успехов. Вместе с тем, формирование врачебного сообщества, играющего ключевую роль в экономически развитых странах, в России по прежнему буксует из-за отсутствия у врачей стимулов к объединению, их подчиненного положения.

1. Первый этап консолидации 2004 — 2009 гг.

В 2004 - 2009 гг. произошли следующие события:
1. Создание в 2004 году Росздравнадзора и передача его территориальным управлениям полномочий по лицензированию.
2. Правительство утвердило положение о лицензировании медицинской деятельности от 22.01.2007, предусматривавшее соблюдение новых медицинских технологий.
3. Появился Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
4. С 1 января 2008 года полномочия по лицензированию медицинской деятельности передали обратно субъектам РФ. К сожалению возврата к прежним отношениям между предпринимателями и органами надзора не произошло, различия в подходах к лицензированию между субъектами РФ стали увеличиваться.
5. В 2008 году произошло первое в РФ продление срока действия лицензии путем переоформления, суд признал отказ Департамента здравоохранения г. Москвы в продлении лицензии путем переоформления без проведения проверки незаконным.
6. Появился Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
7. В сентябре 2009 года в стенах комитета по вопросам собственности Государственной Думы состоялось совещание, посвященное возможности саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг, которое провел Плескачевский Виктор Семенович.
8. В ноябре 2009 года в Москве состоялся Саммит руководителей здравоохранения на тему «Роль медицинского сообщества в развитии здравоохранения и саморегулируемых организаций», на котором была высказана идея создания Национального союза, объединяющего региональные объединения частной системы здравоохранения.

В результате появления в 2004 году Росздравнадзора и его коррупционных действий в сфере косметологии и пластической хирургии - одними из первых объединились предприниматели Москвы, создав НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник». Более отдаленные последствия создания Росздравнадзора связаны с передачей его территориальным управлениям полномочий по лицензированию. Это привело к слому системы отношений, сложившихся в регионах между предпринимателями и органами лицензирования, коренным образом изменились правила игры, нередко государственный надзор напоминал игру без правил. Тема одного из первых семинаров для предпринимателей звучала так: «Риски медицинской деятельности, связанные с лицензионных контролем и надзором». К сожалению, данная тема актуальна в настоящее время.

В качестве примера законодательных новаций, не подкрепленных механизмом реализации, можно привести наделение Росздравнадзора полномочиями по регистрации новых медицинских технологий. Цель была самая благая — защитить пациентов от непроверенных методик. Однако, отсутствие регламента привело к тому, что предприниматели за взятки регистрировали методы, которые врачи применяли десятилетиями, в том числе имея оформленные на методы патенты. В итоге при наличии действующей системы регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения так и не было сформулировано само понятие новой медицинской технологии, ее место в системе надзора. Не был разработан административный регламент, лицензионное требование о соблюдении новых медицинских технологий исключили из положения о лицензировании, само упоминание о них удалили из закона. При этом никто не понес ответственности за надзорный террор, развязанный в отношении частных медицинских организаций, подвергавшихся оголтелому давлению со стороны надзорных органов, при отсутствии регламентов и вообще каких-либо нормативных актов в отношении новых медицинских технологий.

С 1 января 2008 года полномочия по лицензированию медицинской деятельности передали обратно субъектам РФ. К сожалению возврата к прежним отношениям между предпринимателями и органами надзора не произошло, различия в подходах к лицензированию между субъектами РФ стали увеличиваться. В 2008 году произошло знаменательное событие. Впервые в РФ произошло продление срока действия лицензии путем переоформления в полном соответствии нормами закона, которые, однако, ранее не применялись. Суд признал отказ Департамента здравоохранения г. Москвы в продлении лицензии путем переоформления без проведения проверки незаконным.

В конце 2008 года появился Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В данном законе предусматривалось, что в план проверок можно включать не более 10% членов саморегулируемой организации. В сентябре 2009 года в стенах Комитета Государственной Думы по вопросам собственности состоялось совещание, посвященное возможности саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг, которое провел Виктор Семенович Плескачевский. В ноябре 2009 года в Москве состоялся Саммит руководителей здравоохранения на тему «Роль медицинского сообщества в развитии здравоохранения и саморегулируемых организаций», на котором представителями регионов была высказана идея создания Национального союза, объединяющего региональные объединения частной системы здравоохранения.

2. Второй этап консолидации 2010 — 2011 гг.

В 2010 - 2011 гг. произошли следующие события:
1. Учреждение в июле 2010 года Некоммерческого партнерства «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения».
2. Попытка передела рынка косметологических услуг со стороны государства в 2010 году, навязывание платных образовательных услуг врачам и частным медицинским организациям, оказывающим косметологические услуги.
3. Создание в 2010 году государством административных барьеров: внедрение порядков оказания медицинской помощи по профилям.
4. В марте 2011 года произошло первое в РФ внесение в лицензию новых работ (услуг) путем переоформления. Суд обязал лицензирующий орган переоформить лицензию в связи с внесением дополнений в сведения о выполняемых работах без проведения проверки и сбора документов.
5. Принятие в мае 2011 года новог

 

Мисюлин Сергей Сергеевич - кандидат медицинских наук, Исполнительный директор СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций

Борисов Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, член Экспертного Совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении, Управляющий сетью центров косметологии "Реднор" (г.Москва)

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа