Информатизация с медицинской точки зрения.

0
Выделить главное вкл выкл

Материалы XX-го Форума частных медицинских организаций регионов России

Представляем Вашему вниманию статью участницы XX-го Форума в С-Петербурге д.м.н., профессора, заместителя генерального директора по медицинской части МЦ «Коломенское» Лактионовой Людмилы Валентиновны (г.Москва)

Если спросить медиков, что для них значит «информатизация здравоохранения», большинство ответят: «медицинская информационная система», более продвинутые вспомнят о системах поддержки принятия решения, различных информационных порталах, телемедицине, и только особо «прошаренные юзеры» расскажут о нейросетях и искусственном интеллекте. И первые, и вторые, и третьи будут правы, просто на каждую технологию найдется свой пользователь. Кому-то и ведение электронной истории болезни до сих пор в тягость. Но это вопрос восприятия и личных способностей, а в целом сейчас у информационных технологий вполне определённая унифицированная функция – это рационализация использования ресурсов через сбор и оценку информации, систему контроля и анализ деятельности.  Вообще, термин «информатизация» не совсем верный. Пожалуй одно из самым емких определений было дано на Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ в 2001г.: «Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс, в основе которого лежит массовое применение информационных систем и технологий в целях кардинального улучшения условий труда и качества жизни населения, значительного повышения эффективности всех видов деятельности физических и юридических лиц. (Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 01.01.01 г. № 19-7 «О модельном законе «О международном информационном обмене»).

Если рассматривать с этой точки зрения, информатизация - глобальный процесс продвижения медицины в будущее посредством внедрения информационных технологий в медицинскую практику. И с этого ракурса мы еще только подбираемся к настоящей информатизации здравоохранения. Системы поддержки принятия решений и искусственный интеллект могут служить хорошим инструментом обеспечения качественного уровня медицинской помощи, правда, при достойном финансировании оной. Но мы пока находимся в преддверии этого, а сегодняшний день - это, скорее, совершенствование и использование медицинских технологий (в т.ч. оборудования) и организационной стороны деятельности медиков. Безусловно, важный и нужный этап, но если улучшение оборудования и, следовательно, наших возможностей в диагностике и лечении воспринимается позитивно, то анализ и контроль - не всегда.

По факту до сих пор медикам информационные технологии приносят в основном бóльшую нагрузку. Новые медицинские технологии, улучшенные за счет информационного компонента, - возрастающие требования к знаниям (в том числе немедицинским), которым должен владеть медик. Медицинские информационные системы - открытость и доступность информации для руководителей и пациентов. Увеличение количества информационных технологий в медицинской практике - необходимость зарабатывать деньги на их покупку, содержание и обновление, поскольку отказаться от них уже невозможно. Дистанционные технологии - современные вызовы в лечении пациентов и новый уровень ответственности за пациента.  ЕГИСЗ - тотальный контроль государства за деятельностью медиков. Расхожее мнение, что в ближайшее время информационные технологии заменят врача, не добавляет любви к ним. И все-таки… Перечень можно продолжить, но гораздо приятнее обсуждать бонусы.

В общем и целом, все неплохо. Медики уже привыкли, что информационные технологии часть их работы. В России сейчас только 27% врачей старше 56 лет, а остальные достаточно свободно владеют компьютером. Молодое поколение (менее 36 лет), которые составляют 31%, по факту являются двигателями внедрения многих айтишных “апдейтов”. Функциональные возможности обновленных медицинских технологий значимо расширяют наш спектр действий в диагностике и лечении, повышают их качество и приносят профессиональное удовлетворение. Дистанционные технологии экономят время наше и пациента. Правда, дело страдает из-за избыточной регламентации, но это неизбежный российский нюанс. С государством мы всегда находимся в сложных отношениях, и даже полная открытость нас уже не пугает. Наличие общей информации о пациенте и о действиях врача - это новый уровень партисипативных отношений, основанных на уважении к друг другу и ответственности за свою работу. С айти-специалистами мы тоже прошли этап отрицания и агрессии, и конструктивный подход к решению задач помогает находить общий язык.

Зато в информационных технологиях есть четкость, поддержка, структурированность информации, быстрая коммуникация с различными системами и организациями, ускорение взаимодействия, большой объем данных о пациенте и различные варианты справочников. Переработанная и преобразованная информация ложится в основу деятельности медиков, позволяя достигать кардинально новых результатов в качестве и доступности медицинской помощи нашим пациентам. Пожалуй, единственным неизменным отрицательным моментом является запредельная дороговизна применения информационных технологий в здравоохранении. Если говорить об минимальном годовом техническом и программном обеспечении / содержании (которое не совсем подразумевает исполнение всех государственных требований) оно составляет от 3% от годовых расходов медицинской организации, причем при широком видении и готовности тратить эта цифра может достигать 15% и более от расходов. Далеко нее все частные клиники могут позволить такие вложения с учетом того, что они не окупаются на прямую, а служат скорее одним из базисных элементов развития любого направления.

Реклама разработчиков зачастую утверждает, что медицинская информационная система или система поддержки принятия решений позволят вам увеличить доход за счет контроля объема назначений и эффективно стимулировать медиков к зарабатыванию денег, внедряя клинические рекомендации, как инструмент наращивания продаж.  Но практика показывает, что здесь реальнее работают рыночные механизмы и личные качества врача. А вот повысить эффективность работы клиники с помощью информационных технологий вполне рациональный вариант. Управление собственными кадрами и потоками пациентов, цифровая визуализация деятельности медиков, их заработной платы и применение стимулирующих механизмов, регулирование и перераспределение нагрузки, оптимизация медицинских процессов, повышение доступности и открытости с использованием онлайн технологий, учет расходов и списание на услуги, обеспечение взаимодействия с организациями и страховыми компаниями (как в плане соблюдения требований медицинских программ, так и обмен информацией при согласованиях и расчетах), кладезь возможности для маркетинговых действий, и наконец, сбор и анализ информации для  руководителя с обратной связью и контролем - это более реальные бонусы от информатизации медицинской организации.

В принципе бенефит для клиники определяется уровнем затрат и профессионализмом исполнителей, которые занимаются продвижением информационных технологий в медицинской организации. А это как раз реверс медали под названием информационные технологии. И дело не в желании или сопротивлении медиков, а в том, что как любой процесс слияние медицины и информатики должно иметь стратегию и самое главное - понимание, что получим в конце. Если у медицинской организации будет не абстрактное видение результата, а вполне конкретные цели и задачи, то финансовой и медицинской точек зрения усилия, вложенные в информатизацию, будут оправданы. На мой взгляд, на любом этапе реализации медики должны получать положительный бонус от расширения границ применения информационных технологий, иначе бремя требований и «угроз» будет несоразмерным. Именно поэтому я считаю, что развитие информационных технологий в клинике должно проходить под руководством человека, определяющего медицинские процессы, в этом случае баланс между возможностями информатизации, усилиями в нее вложенными и полученными результатами будет оптимальным.

Завтрашний этап информатизации здравоохранения - объединение данных и использование искусственного интеллекта - весьма интересен и перспективен, но вряд ли исключит роль медиков из лечебно-диагностического процесса, скорее расширит наши возможности для аналитической и исследовательской работы.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа