Форма акта проверки медицинской деятельности как повод для превышения служебных полномочий
0Статья Сергея Мисюлина и Дмитрия Борисова в журнале Вестник Росздравнадзора №5 (2008)
С.С.МИСЮЛИН, президент Некоммерческого партнерства «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к.м.н.;
Д.А.БОРИСОВ, зам. генерального директора ООО «Медицинский центр «Реднор», к.э.н.
"Вестник Росздравнадзора" №5 (2008)
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 25 апреля 2007 г. №764-Пр/07 «О внесении изменений в приказ Росздравнадзора от 05.03.2007 г. №469-Пр/07 «Об утверждении форм документов, используемых при лицензировании медицинской деятельности» утвержден акт проверки возможности выполнения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.
Название Акта вызывает справедливые вопросы. Вспомним ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
лицензиат— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;
соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.
Однако как рассматривать лицензиата, подавшего заявление о дополнении к лицензии новых видов работ (услуг). У него имеется лицензия, но при этом требуется внести изменения в дополнение к лицензии. Остается ли он при этом лицензиатом или становится соискателем лицензии? Это важно по двум причинам. Во-первых, Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. №30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» предусматривает проведение проверки возможности соблюдения лицензионных требований и условий только у соискателя лицензии (п. 9). Значит, у лицензиата, подавшего заявление о дополнении к лицензии видов работ (услуг), проверка вообще не должна проводиться. Во-вторых, если данную категорию мы рассматриваем как соискателя лицензии, то проверка проводится только по пунктам «а, б, в, г» и «к» лицензионных требований и условий (именно в этих пунктах написано — «соискатель лицензии»). Напрашивается вывод: или название акта неправильное, или состав акта не соответствует требованиям законодательства.
Рассмотрим подробнее содержание акта по пунктам.
1. Пункт 1 — необходимо исключить полностью: «Наличие и доступность информации для пациентов (наличие вывески, оформленной в соответствии с требованиями Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», наличие стенда с информацией, прейскурантом цен на оказание платных работ и услуг и т.д.)».
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которой переданы функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей. Если, рассматривая данный пункт, брать во внимание п. 10 Постановления Правительства РФ от 13 января 1996 г. №27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (медицинские учреждения обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией…), то в этом случае следует учесть, что соблюдение правил предоставления платных медицинских услуг относится к лицензиату, а не соискателю лицензии (пп. и п. 5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности»).
2. Пункт 2 — из данного пункта необходимо исключить фразу «Соблюдение требований противопожарной безопасности в структурных подразделениях, плана эвакуации сотрудников и пациентов, инструкции по действию дежурного персонала во время пожара». Предоставление документов о соблюдении пожарной безопасности вообще не требуется при лицензировании. Сколько было борьбы, чтобы устранить походы пожарников на фирмы перед лицензированием. Наконец заключение пожарников убрали, но видимо осталась фантомная боль и ностальгические воспоминания, не позволяющие полностью отказаться от этого. Не нужно работать за МЧС — у каждого своя работа. Фраза о требованиях к помещениям — «соответствующих установленным к ним требованиям» — логично подразумевает наличие санэпидзаключения, т.к. предоставление данного документа предусмотрено при лицензировании (пп. ж п. 7. «Положения о лицензировании медицинской деятельности»).
3. Пункт 5 — необходимо исключить фразу «Соблюдение требований эксплуатации медицинской техники и техники безопасности. Выполнение плана проведения комплексного технического обслуживания медицинской техники и поверки средств измерения». Соискатель лицензии еще не начал свою деятельность, следовательно, и техника не эксплуатируется.
В будущем следовало бы решить вопрос вообще об исключении из Положения о лицензировании медицинской деятельности пп. д пункта 7 «копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику». Государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам, состоянием и применением средств измерения возложен на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №294), поэтому не нужно делать чужой работы.
4. Пункт 10 — необходимо исключить фразу «соблюдение санитарных правил для осуществления медицинской деятельности, соблюдение соискателем лицензии правил профилактики внутрибольничных инфекций».
Во-первых, пп. ж пункт 5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности» предусматривает соблюдение санитарных правил при осуществлении медицинской деятельности, а не для осуществления медицинской деятельности. И относится это к лицензиату, а не к соискателю лицензии. Новое лицензионное требование и условие, не указанное в «Положении о лицензировании медицинской деятельности», вряд ли вообще подлежит исполнению, не говоря уже о законности такой мысли. Во-вторых, как можно соблюдать санитарные правила, проводить профилактику больничных инфекций, если деятельность еще не осуществляется, если еще нет лицензии, которая позволила бы начать работу? В-третьих, копия действующего санитарно-эпидемиологического заключения на объект деятельности соискателя лицензии входит в состав пакета документов, подаваемых на лицензирование, что предусмотрено пп. ж пункта 7 «Положения о лицензировании медицинской деятельности» и проверяется при проверке представленных документов. Зачем повторно проверять уже проверенное?
5. Пункты 8, 9, 11, 12, 14, 15 необходимо исключить полностью как относящиеся к лицензиату, а не к соискателю лицензии. Хотя для интереса прочитать внимательно их стоит.
Пункт 8 — «Наличие специалистов, не прошедших повышение квалификации».
Можете ли себе представить, что на лицензирование в собранной папке будут подаваться документы специалистов, не прошедших повышение квалификации? Кто их пропустит?
Пункт 11 — «Проверка возможности обеспечения соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых работ и услуг установленным требованиям и стандартам». На этот пункт стоит объявить конкурс в Интернете на лучший ответ. Чем определяется возможность? Фантазия при этом у проверяющих беспредельна. Также следует учесть, что нет ни одного нормативного документа по этому вопросу.
Пункт 12 — «…наличие утвержденного прейскуранта на оказание платных работ и услуг и его соответствие с разрешенными лицензией работами (услугами)». Лицензии пока нет. Мы ее и хотим получить. Какие могут быть при этом вопросы?
Какое может быть соответствие с разрешенными видами?
Пункт 14 — «наличие и ведение соискателем лицензии (лицензиатом) при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации».
Если проверяется «возможность выполнения», как следует из названия акта, то какое может быть при этом «осуществление деятельности»? Пункт, относящийся целиком и полностью к лицензиату, а не к соискателю лицензии. Опять же, возникает вопрос, откуда взялась фраза «наличие…»? Такой фразы в лицензионных требованиях и условиях нет. Пункт 15 — «…наличие аварийных аптечек, посиндромных наборов лекарственных препаратов для оказания неотложной помощи и др.». Полет фантазии для проверяющего. И не только от «волшебного» сочетания букв «и др.», но и от возможности широкого трактования состава аптечек и посиндромных наборов.
Состав аптечек и наборов в различных нормативных документах существенно отличается. И угадать соискателю лицензии, какой из этих документов читал проверяющий и что будет требовать, практически невозможно.
Если думать, что состав аптечек не проверяется, то представьте, что в ходе проверки представляется автомобильная аптечка. Будет ли этого достаточно, чтобы закрыть вопрос?
Не вызывают вопросов только те пункты, которые в соответствии с «Положением о лицензировании медицинской деятельности» относятся к соискателю лицензии.
Мы понимаем, что изменение формы акта потребует утверждения в Минюсте Российской Федерации соответствующего приказа Федеаральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, что займет определенное время. Однако если в повседневной деятельности с соискателей лицензии требуют больше, чем необходимо, то уже сейчас нужны четкие разъяснения к требованиям, соответствующим законодательству.
Такого рода разъяснения необходимы как надзорным органам, так и участникам рынка. Кроме того, сотрудники Роспотребнадзора и МЧС считают, что их функции не может подменять никто другой. С нашей точки зрения, до утверждения новой формы акта представителям лицензирующих органов при проверке соискателей лицензии целесообразно отражать в акте только те вопросы, которые в соответствии с «Положением о лицензировании медицинской деятельности» относятся к соискателю лицензии, а не к лицензиату. Это позволит оставаться в правовом поле и исключит конфликтные ситуации в работе. Если все-таки лицензиата считать соискателем лицензии в случае дополнения новых видов работ (услуг) к действующей лицензии, то проверку возможности соблюдения лицензионных требований и условий следовало бы проводить как соискателя лицензии только в части, касающейся заявленных дополнительно видов работ (услуг).
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем новую форму акта .
АКТПРОВЕРКИ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СОИСКАТЕЛЕМ ЛИЦЕНЗИИ
ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
с «_____»_______________200_ г.
по «_____»______________200_ г.
Комиссией федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в составе:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
действующей на основании приказа Росздравнадзора от «_____» ______________200_ г.
проведена проверка возможности выполнения лицензионных требованийи и условий для осуществления медицинской деятельности:
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
(полное название соискателя лицензии)
юридический адрес:
контактный телефон:
по адресам мест осуществления деятельности:
При проверке стороны ______________________________________________________________
(полное название соискателя лицензии)
присутствовали ____________________________________________________________________
Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в документах, представленных для получения лицензии, проведена путем сопоставления с соответствующими сведениями из единого государственного реестра юридических лиц/единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также из единого реестра сертификатов соответствия, выданных Федеральной налоговой службой и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. В результате проверки выявлено соответствие/несоответствие сведениям из единого государственного реестра юридических лиц/единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в части: ____________________________________
__________________________________________________________________________________
Заявляемый перечень работ и услуг по адресу осуществления медицинской деятельности:
__________________________________________________________________________________
1. Наличие учредительных и регистрационных документов (проверка соответствия сведений из единого государственного реестра юридических лиц/единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, постановке на учет в налоговом органе, постановке на учет в государственном органе статистики)
ОГРН (ГРН):
ИНН:
ОКПО:
Учредительные документы
2. Наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании соответствующих помещений, зданий, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям (проверка пп. а п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30): ______________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Наличие у соискателя лицензии соответствующего материально-технического оснащения, принадлежащего соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, включая оборудование, медицинскую технику, транспорт, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям и обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, (проверка пп. а п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. №30): _________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Наличие у соискателя лицензии — руководителя или заместителя руководителя юридического лица, либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, а также индивидуального предпринимателя, — высшего (среднего в случае выполнения работ и услуг по доврачебной помощи) профессионального медицинского образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет (проверка пп. б, в п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. № 30): ______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и услуг (проверка пп. г п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. №30): ______________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Наличие в штате соискателя лицензии специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у лицензиата договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление данных работ (услуг) (проверка пп. к п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. №30): ______________________________________
__________________________________________________________________________________
В результате проведенной проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и возможности выполнения им лицензионных требований и условий с выездом на место установлено:
соискателем лицензии представлены полные и достоверные сведения/
представлены неполные и недостоверные сведения
Выводы: установлено соответствие/несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям в части (с указанием пунктов настоящего акта и конкретных видов работ и услуг): _____________________________________________________________________
Проверка возможности выполнения лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности осуществлена: _____________________________________________
(Должность, ФИО) (подпись)
(Должность, ФИО) (подпись)
(Должность, ФИО) (подпись)
В журнале учета мероприятий по контролю о проверке сделана запись №______ от ________ /журнал учета мероприятий по контролю отсутствует/журнал учета мероприятий по контролю оформлен с нарушениями требований, предусмотренных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
С актом ознакомлены/отказались от ознакомления с актом проверки:
со стороны:________________________________________________________
(название соискателя лицензии (лицензиата)
(Должность, ФИО) (подпись)
(Должность, ФИО) (подпись)
Приложение:
1. ________________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________________________
Мнение читателей по представленной в статье проблеме высылать по адресу:privatmed@mail.ru
Обсуждение
В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки