Заседание Экспертного совета ФАС 27.06.2013

0
Выделить главное вкл выкл

Аналитическая справка, подготовленная к заседанию совета, по проблемам лицензирования медицинской деятельности, возникшим в связи с письмом Росздравнадзора от 20 мая 2013 г. № 16и-490/13

к заседанию Экспертного совета ФАС России
по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении

Перечень возникших проблем при лицензировании медицинской деятельности

1. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
Утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (ст.5).
Согласно закону, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 утверждено новое Положение о лицензировании медицинской деятельности и Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Оформление лицензии осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии», которым предписано, что в лицензии виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, указываются в соответствии с перечнем работ (услуг), установленным положением о лицензировании соответствующего вида деятельности.
Однако до настоящего времени органы лицензирования при лицензировании медицинской деятельности при оформлении лицензии руководствовались не «Положением о лицензировании медицинской деятельности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, а приказом Минздравсоцразвития России от 10 мая 2007 г. № 323, что не соответствует требованиям законодательства в сфере лицензирования.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что в течение года с момента выхода постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 органы лицензирования не переоформляли лицензии в связи с изменением работ (услуг), так как в действовавшем приказе Минздравсоцразвития России от 10 мая 2007 г. № 323 не было новых работ (услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291.
Тем самым органы лицензирования, отказывая медицинским организациям в переоформлении лицензии, фактически заставляли их выполнять работы (услуги), подлежащие внесению в приложение к лицензии, с нарушением законодательства. Например, медицинские организации, получив отказ в переоформлении лицензии по оказанию услуг «пластическая хирургия», продолжали оказывать услуги по «косметологии хирургической», несмотря на то, что данные услуги были исключены из перечня услуг, подлежащих включению в лицензию новым «Положением о лицензировании медицинской деятельности».

2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 требования к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования медицинской деятельности устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 3).
Минздрав России приказом от 11.03.2013 № 121н утвердил «Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».
Однако данный приказ, по сути, не содержит никаких требований к организации и выполнению работ (услуг), а просто еще раз перечисляет утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность. Вместе с тем, в данном приказе указанные работы (услуги) классифицированы Минздравом России по видам медицинской помощи.
В связи с опубликованием Росздравнадзором письма от 20 мая 2013 г. № 16и-490/13, в котором он доводит до сведения лицензирующих органов, что с 26 мая 2013 г. предоставление и переоформление лицензий на осуществление медицинской деятельности должно осуществляться строго в соответствии с утвержденными новым приказом Минздрава России, теперь все лицензиаты вынуждены переоформлять свои лицензии, так как органы лицензирования на основании приказа Минздрава России кроме работ (услуг) стали дополнительно указывать в приложении к лицензии соответствующие виды медицинской помощи.

3. Отсутствуют разъяснения и нормативные правовые акты, устанавливающие:
соответствие (тождественность) старых видов работ (услуг) новым видам работ (услуг), предусмотренными новым Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденным постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291;
порядок приведения в соответствие с Положением о лицензировании медицинской деятельности ранее выданных бессрочных лицензий.

4. Проблемы получения санитарно-эпидемиологического заключения.
Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления медицинской деятельности.
Однако выявлены случаи неправомерных отказов в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, основаниями которых являются несоблюдение соискателем требований, не связанных с санитарными правилами в отношении зданий, строений, сооружений, помещений оборудования и иного имущества, которые предполагалось использовать для осуществления медицинской деятельности, непредставление соискателем документов, не касающихся зданий, строений, сооружений, помещений оборудования и иного имущества, которые предполагалось использовать для осуществления медицинской деятельности.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа