Приказ Минздрава РФ об аккредитации врачей — путь к монополии и росту расходов

0
Выделить главное вкл выкл

Доклад Борисова Дмитрия Александровича, к.э.н., на IV-ом Национальном Конгрессе частных медицинских организаций

Когда в 2011 году Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» было предусмотрено введение аккредитации специалистов с 2016 года никому и в голову не приходило с чем в последствии придется столкнуться врачам, клиникам и собственно Минздраву.

В 2015 году, за год до часа Х, стало очевидно, что ни государство, ни медицинское сообщество к этому переходу не готово и навряд ли успеют подготовиться. Мы со свей стороны рекомендовали врачам частных клиник до 1 января 2016 получить сертификаты, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда в связи с окончанием срока действия сертификатов допуск врачей к деятельности окажется по вопросом.

Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что до 2011 года государственная аккредитация образовательных организаций в части программ дополнительного профессионального образования (ДПО) проводилась незаконно, поскольку отсутствовали Федеральные государственные требования к программам, в частности в сфере медицины. Утверждение требований было возложено на Министерство образования, при этом отраслевые министерства, в т. ч. Минздравсоцразвития, не предприняли необходимых действий, что привело к отсутствию единых требований к образованию врачей.

После изменения законодательства об образовании с 1 января 2011 года органы, ответственные за аккредитацию, перестали ее осуществлять в отношении организаций ДПО, ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация и продлевалась аккредитация ВУЗов, на том основании, что для высшего образования существуют государственные образовательные стандарты. Рособранадзор занял позицию, согласно которой ВУЗы имеют право выдавать документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании на основании аккредитации программ высшего образования. Такая ситуация поставила образовательные организации в неравные условия, тем более, что приказом Минздравсоцразвития №705н признавались документы исключительно государственного образца.

ФАС вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства о государственной аккредитации ВУЗов, исключив из них дополнительное профессиональное образование. В результате ряда судебных разбирательств в 2011-2012гг. между Рособрнадзором и ФАСом с участием экспертов Национального союза в новом законе об образовании, принятом в 2013 году, норма о государственной аккредитации программ ДПО была исключена. Кроме того, в связи с приказом №705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава, установив наличие нарушения Закона о защите конкуренции. Минздрав согласился с позицией ФАС и отменил приказ №705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 3 августа 2012 г. N 66н.

История с медицинским образованием имела продолжение в 2013 году. Минздрав издал приказ №982н О выдаче сертификата специалиста медработникам, который вступил в силу 29 марта 2013 года. Согласно приказу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация. В апреле 2013 года экспертами Национального союза было подготовлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа. В августе 2013 года Минздравом в него были внесены изменения, согласно которым, негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются.

Возвращаясь к вопросу об аккредитации, следует отметить, что нами в 2015 году были подготовлены предложения о переносе сроков аккредитации. Когда во второй половине 2015 года появился проект закона об изменении сроков аккредитации нами были подготовили и направлены на regulation.gov.ru соответствующие предложения о поэтапном переходе к аккредитации.

За 2 дня до наступления 2016 года Президент Владимир Путин подписал закон о постепенном переходе к аккредитации в период с 2016 по 2026 гг. Минздрав Приказом от 25 февраля 2016 г. N 127н утвердил Сроки и этапы аккредитации специалистов.

Согласно данному приказу аккредитация медицинских работников, имеющих сертификат, вводится с 1 января 2021 года.

Может показаться, что те из клиник, кто воспользовался нашей рекомендацией и досрочно прошел процедуру сертификации, - поспешили. Однако это не так.

Минздрав подготовил проект приказа Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях (далее Порядок).

Согласно Порядку работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение только в рамках системы непрерывного медицинского образования.

Таким образом, лица, воспользовавшиеся нашей рекомендацией и получившие сертификат до 1 января 2016 года не попадут под действие данного приказа, после его принятия. Они смогут до 1 января 2021 года в очередной раз получить сертификат, который будет действовать 5 лет, - то есть до 2026 года.

Ввиду того, что данный приказ до сих пор не принят, можно сделать вывод о том, что ни государство, ни медицинское сообщество не готово к переходу к системе непрерывного медицинского образования.

Можно предположить, что систему непрерывного медицинского образования введут для лиц, получивших сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста не после 1 января 2016 года, а после 1 января 2017 года. И вот почему.

Проектом предусмотрено, что обучение работника в рамках системы непрерывного образования осуществляется дискретно в течение 5 лет и завершается прохождением процедуры аккредитации.

Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов, включая объем освоения образовательных программ не менее 36 академических часов и образовательные мероприятия (конференции и семинары), общий ежегодный объем которых не может составлять более 14 академических часов.

Следует отметить, что в настоящее время трудоемкость повышения квалификации составляет 144 часа один раз в пять лет. Увеличение трудоемкости на 73%, приведет к росту затрат на ДПО. Кроме того, фактически вводится обязательное ежегодное повышение квалификации и посещение конференций и семинаров, что приведет к многократному росту расходов на проезд. Резкий рост затрат на ДПО в период экономического кризиса является неоправданной нагрузкой на медицинские организации, среди которых значительное количество малых предприятий.

Ежегодное освоения не менее 50 академических часов может явиться причиной, по которой дату введения непрерывного образования перенесут на 1 января 2017 года, поскольку в 2016 году выполнить это требование уже, судя по всему не удастся.

Исходя из сказанного, напрашиваются два важных вывода:

во-первых, лица, получившие сертификат до 1 января 2017, в т.ч. в 2016 году, и не вступившие в систему непрерывного образования, через пять лет будут проходить тем не менее аккредитацию;

во-вторых, указанные лица смогут досрочно - до 1 января 2021 года - в очередной раз получить сертификат, который будет действовать 5 лет, - то есть до 2026 года, тем самым отодвинув момент прохождения аккредитации.

Кроме, того в отличии от действующей сейчас системы, согласно которой повышение квалификации может проводить любая образовательная организация, имеющая лицензию, проектом предусмотрено, что участвовать в системе непрерывного образования смогут не все организации, имеющие лицензию, а только прошедшие процедуру допуска и чьи программы размещены на сайте Минздрава.

Решение о размещении образовательной программы повышения квалификации или образовательного мероприятия на интернет-портале принимается Экспертной комиссией по непрерывному медицинскому образованию, создаваемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Согласно п.5.5.2(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, к полномочиям Минздрава относится:

разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования.

Полномочия по регистрации или оценке дополнительных профессиональных программ конкретных образовательных организаций у Минздрава отсутствует, следовательно, Минздрав не может наделить данным полномочием Экспертную комиссию.

Предоставление такого полномочия Минздраву нецелесообразно по следующим причинам:

1) это возлагает на образовательные организации дополнительные требования и ограничения, не предусмотренные законом. Так действующим законодательством об образовательной деятельности не предусмотрено указание в приложении к лицензии перечня программ ДПО. Действовавшее ранее требование было упразднено;

2) регистрация программ ДПО каждой образовательной организацией не имеет практического значения при наличии разработанных и утвержденных Минздравом примерных программ, в том числе с учетом большого количества медицинских специальностей - около 100 и еще большего количества образовательных организаций, реализующих программы ДПО.

Несмотря на то, что порядок еще не принят на сайте edu.rosminzdrav.ru размещено сообщение о необходимости вступления медицинских работников в систему непрерывного медицинского образования. Некоторые лица утверждают, что приказ №66н уже отменен. Все это не соответствует действительности.

Например, ЧУ ДПО "Институт повышения квалификации медицинских кадров" http://univerexpert.ru/, имея лицензию на осуществление образовательной деятельности, предприняло попытку вступить в систему НМО и получила необоснованный, по нашему мнению, отказ.

Уже сейчас можно предположить, что после введения системы непрерывного образования количество организаций, осуществляющих повышение квалификации, резко сократится, поскольку условием для допуска будет являться решение, принимаемое Экспертной комиссией Минздрава непрозрачно и весьма запутанно.

В связи с тем, что непрерывное образование более затратно, а аккредитация менее доступна мы рекомендуем до конца 2016 года получить сертификат.

9 декабря состоится семинар, на котором данный вопрос будет рассмотрен более подробно и будут даны рекомендации, где можно успеть получить сертификат до 1 января 2017 года. Для членов СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций участие в семинаре бесплатно. Для тех, кто не сможет посетить семинар, рекомендуем написать на электронную почту privatmed@mail.ru для получения дополнительной информации о том, где можно успеть получить сертификат до 1 января 2017 года.

Хочу обратить внимание на тот факт, что Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. N 127н утверждены Сроки и этапы аккредитации специалистов. Согласно данному приказу с 1 января 2018 года аккредитация вводится для переподготовки.

Сейчас сертификаты выдаются по итогам переподготовки любой образовательной организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность.

Положении об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Минздрава РФ № 334н от 2 июня 2016 года, содержит непреодолимые требования для образовательных организаций, выдающих в настоящее время сертификаты медицинским работникам:

1) требование к Председателю аккредитационной комиссии - членство в некоммерческой организации, основанной на личном членстве врачей, число членов которой составляет 25% от общей численности врачей на территории субъекта;

2) усмотрение чиновника и отсутствии четкой процедуры утверждения Минздравом состава и Председателя аккредитационной комиссии;

3) необоснованно завышенные требования к организационно-техническому оснащению образовательных организаций — наличие симуляционного комплекса, при том, что он для вторичной аккредитации не требуется, аудио — видео записи процесса аккредитации.

Как показала практика, в 2016 году аккредитация выпускников ВУЗов по специальности «Стоматология» практически ничем не отличалась от государственного экзамена. Возникают закономерные вопросы:

1) была ли соблюдена норма о членстве в некоммерческой организации, число членов которой составляет 25% от общей численности врачей на территории субъекта;

2) каким образом подтверждалось соответствие указанной организации критерию 25%.

Можно предположить, что после 1 января 2018 года количество организаций, осуществляющих допуск к деятельности после переподготовки резко сократится, поскольку условием для допуска будет являться наличие аккредитационной комиссии.

В связи с этим, мы рекомендуем лицам, заинтересованным в переподготовке, в том числе по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», пройти переподготовку до 1 января 2018 года.

Напоминаю, что 9 декабря состоится семинар, на котором данный вопрос будет рассмотрен более подробно и будут даны соответствующие рекомендации. Для членов СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций участие в семинаре бесплатно.

Для получения дополнительной информации о том, где можно пройти переподготовку, пишите на электронную почту privatmed@mail.ru.

В заключение хочу Вас проинформировать о том, что 03 ноября 2016 года мы от лица Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения обратились к руководителю Федеральной антимонопольной службы Артемьеву Игорю Юрьевичу для принятия мер в соответствии с полномочиями ФАС по недопущения ограничения конкуренции на рынке услуг дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения.

 

Борисов Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, член Экспертного Совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении, Управляющий сетью центров косметологии "Реднор" (г.Москва)

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа