Руководство по медицинской этике. Глава 1

0
Выделить главное вкл выкл

Джон Р. Уильямс. Русское издание под редакцией Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, Л.А. Михайлова, 2006. Глава 1

Читать ранее

Руководство по медицинской этике, все главы в формате .pdf

John Reynold Williams
Manual Medicine Ethic
World Medical Association
World Health Communication Assiciates, UK
2005

Всемирная медицинская ассоциация
Российское медицинское общество

Джон Р. Уильямс
Руководство по медицинской этике
Русское издание под редакцией Ю.М. Лопухина, Б. Г. Юдина, Л.А. Михайлова
2006

Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

Научная редакция:
Ю.М. Лопухин, докт. медицинских наук, проф., действ, член РАМН; Б.Г. Юдин, докт. философских наук, проф., член-корр. РАН; Л.А. Михайлов, канд. медицинских наук.

ГЛАВА 1 Основные черты медицинской этики
Что особенного в медицине?
Что особенного в медицинской этике?
Кто решает, что этично?
Меняется ли медицинская этика?
Меняется ли медицинская этика в зависимости от страны?
Роль ВМА
Как ВМА решает, что именно этично?
Как отдельные люди решают, что именно этично?
Заключение

ГЛАВА 1 Основные черты медицинской этики
ЧТО ОСОБЕННОГО В МЕДИЦИНЕ?

Практически во всей обозримой истории и почти во всех странах мира быть врачом означало нечто особенное. Люди приходили к врачам за помощью в самых трудных ситуациях, чтобы избавиться от боли и страданий и вернуться в обычной жизни. Они позволяли им осматривать себя, прикасаться и манипулировать любыми частями своего тела, даже самыми интимными. Они делали это потому, что верили в лучшие намерения врача.
«...в целом можно говорить о тенденции к снижению авторитета врача — многие сегодня чувствуют, что сегодня уважение к нему уже не то, что было раньше»
Статус врача в различных странах и даже в разных районах одной страны отличается. Однако в целом можно говорить о тенденции к снижению авторитета врача — многие сегодня чувствуют, что сегодня уважение к нему уже не то, что было раньше. В некоторых странах контроль над здравоохранением постепенно переходит от врачей к менеджерам и бюрократам, многие из которых рассматривают врачей скорее как препятствие, нежели партнера в реформировании здравоохранения. Пациенты, которые некогда безропотно выполняли все указания врача, сегодня просят его аргументировать свои предписания, если те отличаются от полученных у другого врача или найденных в Интернете. Некоторые процедуры, которые раньше были уделом исключительно врачей, сейчас выполняются медсестрами или фельдшерами.
«...чтобы соответствовать ожиданиям и студентов — будущих медиков, и пациентов, важно, чтобы врач знал и был примером базовых ценностей медицины...»
Несмотря на происходящие изменения статуса врача, медицина продолжает быть профессией, высоко ценимой заболевшими людьми, нуждающимися в ее помощи. Кроме этого, она продолжает быть привлекательной для большого числа одаренных, усердных и преданных своему делу студентов. Для того чтобы соответствовать ожиданиям и студентов будущих медиков, и пациентов, важно, чтобы врач знал и был примером базовых ценностей медицины и в особенности сочувствия, компетентности и самостоятельности. Эти ценности, наряду с фундаментальными правами человека, и составляют основу медицинской этики.

ЧТО ОСОБЕННОГО В МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ?

Сочувствие, компетентность и самостоятельность необходимы не только в медицине. Однако от врачей ожидают их в гораздо большей степени, чем от представителей других профессий.
Сочувствие, понимание и забота о чужих проблемах жизненно необходимы в медицинской практике. Для того чтобы решать проблемы пациента, врач должен уметь определить симптомы, проявляющиеся у него и вызывающую болезнь, и желать помочь ему в скорейшем выздоровлении. Пациенты намного лучше относятся к лечению, если видят, что врач понимает их проблему и лечит ПАЦИЕНТА, а не его болезнь.
Также от врача ожидают и требуют высокой компетенции. Ее недостаток может привести к смерти или серьезной болезни пациента. Для достижения высокого уровня компетентности врачи проходят долгий период обучения, но учитывая высокую скорость развития медицинской науки, поддержание уровня своих знаний на современном уровне — нелегкая задача для любого врача. Кроме этого, врач должен развивать не только свои научные знания и технические навыки, но и этические знания и навыки — ведь с изменениями в медицине, в социальной или политической сфере возникают и новые этические вопросы и проблемы.
Самостоятельность является базовой ценностью медицины, претерпевшей со временем наибольшие изменения. Прежде сам врач при лечении мог свободно выбирать способ лечения пациента. Медицинское сообщество самостоятельно разрабатывало и регулировало стандарты медицинского образования и медицинской практики. Как будет показано далее, оба этих типа медицинской автономии (врачи и сообщество) во многих странах подверглись вмешательству со стороны правительств и властей, взявших на себя контроль за деятельностью врачей. Несмотря на это, врачи до сих пор ценят свою независимость хотя бы в рамках профессии и стараются ее всячески защищать насколько это возможно. В то же время была широко признана самостоятельность пациента, то есть его единоличное право на принятие решении, оказывающих существенное воздействие на весь процесс лечения. В этой книге будут приведены примеры потенциальных конфликтов, возникающих из столкновения таких принципов, как самостоятельность врача и уважение собственного выбора и прав пациента.
Кроме приверженности этим базовым ценностям, медицинская этика отличается от общей, применимой ко всем, тем, что она открыто провозглашается в клятве, как, например, в Женевской декларации Всемирной Медицинской Ассоциации и/или кодексе. Клятвы и кодексы могут отличаться в различных странах и даже в рамках одной страны, но они имеют много общего, прежде всего обещания врача чтить интересы пациента выше собственных, не дискриминировать пациентов по полу, религии или иным чертам, хранить врачебную тайну и оказывать медицинскую помощь всем нуждающимся.

ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ВСЕМИРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АССОЦИАЦИИ

Будучи принятым в медицинскую профессию:
Клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству
Буду должным образом чтить и уважать своих учителей
Буду работать благородно и согласно совести
Высшей ценностью для меня будет здоровье пациента
Буду уважать и хранить в тайне секреты, в которые был посвящен, даже после смерти пациента
Всеми доступными мне средствами буду поддерживать честь и благородные традиции медицинской профессии
Мои коллеги станут для меня сестрами и братьями
Не допущу, чтобы возраст, болезни или инвалидность, вероисповедание, национальность, пол, политические предпочтения, раса, сексуальная ориентация или социальное положение пациента влияли на выполнение моего долга
Буду хранить величайшее уважение к человеческой жизни с самого ее начала и не буду использовать свои медицинские знания против законов человечности
Я даю эту клятву добровольно и искренне

КТО РЕШАЕТ, ЧТО ЭТИЧНО?

Этика плюралистична. Люди могут иметь различные точки зрения на то, что является правильным, а что — нет; и даже если они придут к одному мнению, обосновывать это они могут по-разному. В некоторых обществах подобные разногласия считаются нормальными и существует значительная свобода в выборе своих действий с условием, что они не нарушают прав другого человека. Однако в более традиционных обществах мнение относительно этики консервативнее и в пользу одного из способов поведения может выступать давление общества, иногда даже подкрепленное законом. В таких обществах главную роль в определении этичного поведения играют культура и религия.
Таким образом, ответ на вопрос «кто решает, что этично для людей в целом?» будет разным для разных обществ и может отличаться даже в рамках одного общества. В либеральных обществах индивид располагает значительной свободой для определения, что для него является этичным, хотя, несомненно, на его решение повлияют семья, друзья, религия, СМИ и другие внешние источники. В более традиционных обществах старейшины и главы семей обычно преобладают над индивидом при определении этичности того или иного явления.
Несмотря на эти отличия, большинство людей могут прийти к общему мнению относительно фундаментальных этических принципов, а именно — основных прав человека, сформированных во Всеобщей декларации прав человека ООН и других широко признанных и официально поддерживаемых документах. Права человека, особенно важные для медицинской этики - это право на жизнь, отсутствие дискриминации, пыток и Жестокого или унижающего человеческое достоинство отношения, свобода слова, равный доступ к общественным услугам и, в частности к медицинскому обслуживанию.
Для врачей до недавнего времени ответ на вопрос «кто решает, что этично?» отличался от подобного ответа для людей в целом. С веками медицинская профессия выработала ряд стандартов для своих членов, что нашло свой отражение в кодексах этических норм и сопутствующих документах. На глобальном уровне ВМА выпустила ряд этических стандартов поведения, ожидаемого от врача вне зависимости от того, где он живет и практикует. Во многих, если не в большинстве, стран за разработку и применение этических стандартов отвечали национальные медицинские ассоциации. В зависимости от отношения страны к медицинскому законодательству эти стандарты могли иметь статус закона.
Однако привилегия медицинской профессии определять собственные этические стандарты никогда не была абсолютной, например:
Врачи всегда подпадали под действие общих законов, действующих в стране, и иногда наказывались за их нарушение.
Некоторые медицинские организации испытали значительное влияние религиозных учений, которые налагают на своих последователей дополнительные обязательства, кроме применимых к врачам.
Во многих странах в настоящий момент в организациях, разрабатывающих стандарты поведения врачей и следящих из их выполнением, велика роль участников не-врачей.
«...при принятии решений полезно знать, как поступали бы остальные в аналогичных ситуациях»
Этические директивы медицинских ассоциаций по-природе своей общие; они не могут предусмотреть всех ситуаций, с которыми столкнутся врачи в своей работе. В большинстве случаев врач сам должен выбрать правильное поведение, но при принятии решений полезно знать, как поступали бы остальные в аналогичных ситуациях. Медицинские кодексы и программные заявления отражают общепринятые взгляды на желательное поведение врачей, и им рекомендуется следовать, если нет веских причин поступить иначе.

МЕНЯЕТСЯ ЛИ МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА?

Не может быть никаких сомнений в том, что некоторые аспекты медицинской этики с годами изменились. До недавних пор врачи имели право и обязанность решать, как лечить пациента, и не было необходимости получать информированное согласие пациента. Однако в редакции 1995 года Декларация ВМА о правах пациента начинается со слов: «В последнее время отношения между врачом и пациентом, и, шире, обществом, претерпели значительные изменения. Врач должен не только действовать согласно своей совести и всегда во имя блага пациента, но и прилагать не меньшие усилия для обеспечения самостоятельности пациента». Сейчас многие люди полагают, что они сами теперь являются основными определяющими лицами своего лечения, а роль врача ограничивается ролью консультанта или инструктора. Хотя этот акцент на роли пациента в лечении не является универсальным, он может свидетельствовать об общей эволюции отношений врач — пациент, которая приводит к иным этическим обязательствам врача, нежели раньше.
«Подотчетность всем этим сторонам зачастую может быть внутренне противоречивой...»
До недавних пор врачи считали себя подотчетными только себе, коллегам по профессии и господу Богу. Сегодня они также отвечают перед пациентами, третьими сторонами — больницами, медицинскими лицензирующими и регулирующими властями и зачастую — перед судами. Подотчетность всем этим сторонам зачастую может быть внутренне противоречивой, что будет более подробно рассмотрено при обсуждении двойной лояльности в главе 3.
Но медицинская этика менялась и другими способами. До недавних пор всеми медицинскими кодексами запрещалось участие в операциях по аборту, но сейчас в ряде стран это считается допустимым в определенных обстоятельствах.
В то время как в традиционной медицинской этике ответственность врача ограничивалась ответственностью перед отдельным пациентом, сейчас уже всеми признано, что врач должен также учитывать и потребности общества, например, в случае распределения ограниченных медицинских ресурсов (см. главу 3).
Новейшие достижения медицинской науки и технологий порождают новые этические вопросы, ответа на которые в рамках старой традиционной медицинской этики нет. Искусственное оплодотворение, генетика, биоинформатика, технолоио увеличению продолжительности жизни, - требуя участия врача, они несут в себе как большой полезный для пациента потенциал, так и возможный вред — в зависимости от того, как они будут применяться. Для того, чтобы помочь врачам решить, участвовать ли — и если да, то при каких условиях — в подобных мероприятиях, медицинские ассоциации должны скорее использовать различные аналитические методы, чем полагаться на традиционные кодексы этических норм.
Несмотря на эти очевидные изменения в медицинской этике, среди врачей широко распространено мнение о том, что фундаментальные ценности и этические принципы медицины не следует или, по крайней мере, не рекомендуется менять. Так как возникновение болезней у человека неизбежно, человечество будет продолжать искать сочувствующих, компетентных и самостоятельных врачей для поиска выходов из сложных ситуаций.

МЕНЯЕТСЯ ЛИ МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТРАНЫ?

Точно так же медицинская этика может и меняется с течением времени в ответ на достижения медицинской науки, технологий и общественных ценностей. По тем же самым причинам она может различаться в зависимости от страны. Например, относительно эвтаназии мнения различных национальных медицинских организаций сильно различаются. Некоторые ее не допускают, некоторые относятся к ней нейтрально, а по меньшей мере, одна — Королевская медицинская ассоциация Нидерландов — допускает ее при определенных условиях. Аналогично, некоторые национальные ассоциации поддерживают ; равноправие граждан в отношении доступа к медицинскому обслуживанию, а другие допускают значительное неравенство.
В некоторых странах велик интерес к этическим аспектам новейших медицинских технологий, но в то же время в странах, которые к таким технологиям доступа не имеют, этот интерес сравнительно невысок. Врачи некоторых стран уверены, что правительство не вынудит их совершать что-либо неэтичное, в то время как в других странах соответствие этическим нормам может быть весьма затруднительным — например, обязательство хранить врачебную тайну наряду с предписаниями полиции или армии сообщать о «подозрительных» ранениях.
Хотя все эти различия могут показаться очень значительными, на самом деле сходство намного более сильно. Врачи по всему миру имеют очень много общего и, когда они собираются вместе в организациях, подобных ВМА, они обычно все-таки достигают согласия относительно этических проблем, пусть и в результате продолжительных дебатов. Фундаментальные ценности медицинской этики, сочувствие, компетентность и самостоятельность, наряду с навыками и опытом врачей во всех областях здравоохранения обеспечивают прочный фундамент для анализа вопросов этики в медицине и выработки решений, в наилучшей степени соответствующих интересам отдельных пациентов, граждан и здравоохранения в целом.

РОЛЬ ВМА

«...ВМА взяла на себя роль по разработке общих стандартов по медицинской этике, применимых во всем мире»
Будучи единственной организацией, стремящейся представлять всех врачей, вне зависимости от национальности и специальности, ВМА взяла на себя роль по разработке общих стандартов по медицинской этике, применимых во всем мире. С момента своего основания в 1947 году она работала над предотвращением повтора неэтичных действий врачей в нацистской Германии и других странах. Первой целью ВМА стало обновление клятвы Гиппократа для приведения ее в соответствие с требованиями XX века.
Результатом этой работы стала Женевская декларация, принятая 2-й Генеральной Ассамблеей ВМА в 1948 году. В тех пор она неоднократно пересматривалась, последний раз — в 1994 году. Второй задачей стала разработка Международного кодекса медицинской этики, который был принят 3-й Генеральной Ассамблеей и пересматривался в 1968 и 1983 годах. В настоящий момент идет работа по очередному обновлению Кодекса. Следующей задачей стала разработка этических принципов проведения исследований на людях. Это заняло намного больше времени, чем работа над предыдущими двумя документами. Принципы были приняты в 1964 году в Хельсинкской декларации.
Этот документ также имеет несколько редакций, последняя из которых относится к 2000 году.
Кроме этих программных документов, ВМА разработала директивы по более чем 100 отдельным вопросам, большинство из которых по природе своей относятся к этике, остальные — к социо-медицинским вопросам, в том числе медицинскому образованию и системе здравоохранения. Ежегодно ВМА пересматривает какие-либо из уже выпущенных директив или выпускает новые.

КАК ВМА РЕШАЕТ, ЧТО ИМЕННО ЭТИЧНО?

Достижение международного консенсуса по противоречивым этическим вопросам является задачей крайне сложной даже в рамках такой сравнительно однородной группы, как врачи.
«Достижение международного консенсуса по противоречивым этическим вопросам является задачей крайне сложной...»
ВМА стремится к тому, чтобы программные документы в области этики отражали общее мнение, установив ценз в 75% голосов для принятия нового или редакции существующего документа на ежегодной Ассамблее. Необходимым условием для достижения подобной степени согласия является широкое обсуждение предварительных версий и внимательный учет всех комментариев, полученных Комитетом ВМА по медицинской этике и иногда специальной рабочей группой по вопросу, отражение - этого в следующей версии проекта и дальнейшие согласования. Процесс может быть весьма длительным в зависимости от сложности и новизны темы. Например, последний пересмотр Хельсинкской декларации начался в начале 1997 года, а закончился только в октябре 2000. Но даже после этого оставались спорные разделы, которые далее изучались Комитетом по медицинской этике и соответствующими рабочими группами.
«По некоторым вопросам, ...позиция отдельных врачей может навязываться в противовес мнениям правительств, администраторов систем здравоохранения и коммерческих предприятий»
Хорошая организация процесса необходима, но не достаточна для получения качественного продукта. При принятии решения, что именно этично; ВМА опирается на предыдущие традиции медицинской этики, отраженные в более ранних документах. Также принимаются во внимание альтернативные мнения по рассматриваемой проблеме как от национальных и международных организаций, так и от отдельных специалистов по этике. По некоторым вопросам, как, например, информированное согласие, ВМА принимает решение на основании мнения большинства. В других, как, например, врачебная тайна, позиция отдельных врачей может навязываться в противовес мнениям правительств, администраторов систем здравоохранения и коммерческих предприятий. Отличительной чертой подхода ВМА к этике является приоритетность отдельного пациента или объекта исследования. Согласно Женевской декларации, врач обязуется, что «высшей ценностью для него будет здоровье пациента». А Хельсинкская декларация гласит: «при медицинских исследованиях на человеке соображения его благополучия и здоровья должны превалировать над интересами науки и общества».

КАК ОТДЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ РЕШАЮТ, ЧТО ИМЕННО ЭТИЧНО?

«И только конкретный человек может принять свое собственное решение и реализовать его»
Для отдельных врачей и студентов-медиков медицинская этика — это не просто механическое следование рекомендациям ВМА или других медицинских организаций. Эти рекомендации обычно по природе своей очень общие, и необходимо решать, применимы ли они к конкретному случаю или нет. Кроме этого, в практике возникает множество этических дилемм, не рассмотренных медицинскими ассоциациями. В конечном счете конкретный человек может принять свое собственное решение и реализовать его.
Существует множество способов анализа этических дилемм, подобных описанным в начале книги. Их можно разделить на две категории: рациональные и нерациональные. Важно отметить, что нерациональные не значит иррациональные, это определение просто обозначает подходы, не использующие систематические рассуждения при принятии решения.
Нерациональные подходы:
Повиновение является обычным основанием для принятия этических решений, особенно по отношению к детям и людям, служащим в рамках авторитарных структур (например, армия, полиция, некоторые религиозные организации и проч.). Дилеммы решаются путем следования установленным правилам или действующим инструкциям вне зависимости от того, согласны вы с ними или нет.

Имитация аналогична повиновению в том, что использует суждение о правильности или неправильности, высказанное другим человеком. Дилеммы решаются путем следования примеру ролевой модели. Это, наверное, наиболее распространенный способ изучения медицинской этики молодыми врачами, при котором ролевой моделью выступает старший коллега, а способом изучения этики является наблюдение и усвоение увиденных ценностей.

Чувство или желание является субъективным подходом к принятию этических решений. Правильным кажется то, что подсказывают чувства или удовлетворяет желание, неправильным — то, что кажется неверным или противоречит чувствам. Мерило этики должно присутствовать в каждом человеке но, безусловно, может сильно отличаться от человека к человеку или даже в одном человеке с течением времени.

Интуиция — это спонтанное ощущение правильного поведения в конкретной ситуации. Она не является систематичной или содержательной и направляет действия простой вспышкой или озарением. Аналогично чувству или желанию, она может сильно отличаться от человека к человеку или даже в одном человеке с течением времени.

Привычка является очень эффективным способом принятия этических решений, так как нет необходимости каждый раз повторять систематический процесс выработки решения при возникновении этической дилеммы, аналогичной возникавшей ранее. При этом привычки бывают как плохие (обманывать), так и хорошие (говорить правду). Кроме этого, ситуации, изначально кажущиеся аналогичными, могут требовать весьма различных действий.

Рациональные подходы:
Будучи системой нравственных законов, этика признает приоритетность нерациональных подходов к принятию решений и поведению. Однако в основном она концентрируется на рациональных подходах. Это:
Деонтология — поиск убедительных правил, которые смогут стать основанием для принятия этических решений. Примером такого правила может стать правило «относиться ко всем людям одинаково». Основание может быть как религиозным (например, вера в равенство всех божьих существ), так и не связанным с религией (например, люди носят в себе практически одинаковые гены). Однажды выработанные правила далее применяются к конкретным ситуациям, и тогда появляется множество поводов для разногласий (например, подразумевает ли запрет на убийства отказ от абортов и смертной казни).

Консеквенциализм — принятие этических решений на основании анализа возможных последствий и результатов различных вариантов действий. Правильным в таком случае признается то решение, которое приводит к наиболее желательным результатам. Одной из наиболее известных форм консеквенциализма является утилитаризм, использующий в качестве эталона меру полезности или возможную пользу. Другими вариантами измерения результатов могут быть OALY (срок дожития, скорректированный на качество жизни) или DALY (срок дожития, скорректированный на нетрудоспособность). Сторонники консеквенциализма не могут использовать общие принципы — их слишком сложно применять и выбирать приоритеты. Кроме того они в любом случае не учитывают то, что имеет значение при принятии решений — результаты. Однако подобное неиспользование принципов допускает обвинения, что консеквециализм согласен с утверждением «цель оправдывает средства», то есть, например, может оказаться возможным жертвовать правами человека ради достижения общей цели всего общества.

Принципализм — как ясно из названия, для принятия решения руководствуется этическими принципами. Этические принципы применяются в конкретных случаях и ситуациях для определения того, что было бы правильно сделать с учетом как правил, так и последствий. Принципализм оказал значительное влияние на недавние споры об этике, особенно в США. Четыре принципа, а именно уважение самостоятельности, сочувствие, ненанесение вреда и справедливость, были признаны наиболее важными при принятии этических решений в медицинской практике. Принципы, несомненно, играют важную роль в механизме рационального принятия решений. Однако выбор именно этих четырех принципов и приоритетность самостоятельности над остальными являет собой отражение западной либеральной системы ценностей и отнюдь не универсален. Кроме
того, эти принципы в конкретной ситуации могут друг другу противоречить, поэтому необходима выработка критериев или процесса разрешения таких конфликтов.

Этика добродетели фокусируется больше не на принятии решения, а на характере принимающего решение и его выражении в поведении. Добродетель есть один из типов морального превосходства. Как уже указывалось выше, одной из добродетелей, необходимых для врача, является сочувствие. Кроме того, это честность, осмотрительность и самоотверженность. Врачи, обладающие этими добродетелями, с большей вероятностью примут правильное решение и хорошо его реализуют. Однако зачастую даже добродетельные люди не могут определиться, как себя вести в конкретной ситуации, и не застрахованы от принятия неправильных решений.

Ни один из этих четырех или иных предложенных подходов не смог добиться всеобщего признания. Люди различаются в своих предпочтениях относительно рациональных способов принятия решений — как и относительно нерациональных. Это частично может быть объяснено наличием как сильных сторон, так и недостатков у каждого из них. Возможно, сочетание всех четырех подходов, собравшее в себя все лучшие черты каждого из них, и является наилучшим способом рационального принятия этических решений. Этот «идеальный» способ будет выделять наиболее важные и применимые к данной ситуации правила и принципы и использовать их насколько возможно широко. Кроме этого, будут учитываться последствия всех возможных альтернатив и будут определяться наиболее желательные из них. Наконец, будет производиться проверка того, насколько безупречно поведение индивида (врача) как при принятии решения, так и при его реализации. Такой процесс мог бы включать следующие шаги:
1. Определить, является ли данная проблема этической.
2 Определить, есть ли общий способ решения подобных вопросов, рекомендуемый медицинской ассоциацией или иными авторитетными источниками.
3. Рассмотреть возможные альтернативы с точки зрения того, каким принципам и ценностям они удовлетворяют.
4. Обсудить предлагаемые действия с теми, на кого они окажут влияние.
5. Принять окончательное решение и действовать в соответствии с ним.
6. Оценить свое решение и быть готовым вести себя по другому в подобной ситуации в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При работе с отдельными вопросами медицинской этики полезно помнить, что врачи за долгое время своей работы, скорее всего, множество раз сталкивались с аналогичными ситуациями, и накопленный ими опыт может оказаться крайне полезным. ВМА и другие медицинские организации продолжают эту традицию и, обобщая опыт, предлагают рекомендации по этике поведения врачей. Однако, несмотря на консенсус по общим вопросам, могут возникать разногласия относительно действий в том или ином конкретном случае. Кроме этого, мнение врача может значительно отличаться от мнения пациента или третьих сторон. В первую очередь в решении подобного этического конфликта важно понять различные подходы к принятию ответственных решений — как врача, так и остальных участников дискуссии. Это позволит наилучшим образом выработать свою линию поведения и разъяснить ее остальным.

Читать далее

 

Михайлов Леонид Александрович - кандидат медицинских наук, Генеральный Секретарь Общероссийской общественной организации "Российское медицинское общество", член Совета Всемирной медицинской ассоциации, эксперт в области технологий корпоративного управления Центра стратегических инициатив "Частное здравоохранение"

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа