Соблюдение прав пациента в частных медицинских организациях

0
Выделить главное вкл выкл

Итоги общественных слушаний в Общественной палате РФ

Итоги общественных слушаний в Общественной палате РФ по соблюдению прав пациента в частных медицинских организациях 11 ноября 2011 года


Общественные слушания были инициированы НП «Национальный Союз Региональных объединений частной системы здравоохранения» в рамках подготовки к проведению «I Национального конгресса частных медицинских организаций» в январе 2012 года.


К обсуждению присоединились представители региональных объединений частной системы здравоохранения (И.В.Павленко, С.В.Лазарев, Д.А.Борисов, М.В.Радченко и др.), российских медицинских университетов (проф. А.А.Лебедев, проф. А.Н.Пищита и др.) , российской академии медицинских наук, Росздравнадзора РФ, Российского медицинского общества (А.Л.Михайлов), частных медицинских организаций (О.В.Рукодайный и др. ), представители федеральных и специализированных СМИ.


Ведущий обсуждения, проф. Е.Е.Ачкасов отметил, что права пациента являются ключевым элементом системы качества медицинской помощи, как в государственных ЛПУ, так и в частных клиниках. А контроль качества медицинской помощи во всем мире делегирован профессиональному сообществу – национальным медицинским ассоциациям, которые находятся у нас в стадии формирования. Частные клиники стали локомотивом процесса консолидации медицинского сообщества в России, о чем свидетельствует объединительный «I Национальный конгресс частных медицинских организаций», который пройдет уже в январе 2012 года и поддержанный Общественной палатой РФ.


Продолжая тему деятельности частных клиник, проф. А.А.Лебедев отметил, что за последние 15-20 лет в стране сформировалась система частного медицинского обслуживания населения, включающая порядка 45 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а общее число работающей в ней медицинских работников составляет около 200 тысяч человек. Каждый год в частные медицинские клиники обращается порядка 15,5 млн. человек. Однако, на современном этапе развития системы частной медицины, её медико-экономическая и социо-профессиональная эффективность продолжает оставаться под прессингом следующих нерешенных проблем: нет единой программы развития российского здравоохранения, отсутствует координация деятельности государственных органов управления здравоохранением с частными медицинскими организациями, несостоятельность законодательства в области надзора и контроля, «жесткие» налоги и отсутствие льготных кредитов, низкие тарифы на ОМС, дискриминация частных медиков в области пенсионного законодательства, низкая эффективность и высокая цена на повышение квалификации врачей, проблема административных барьеров в деятельности частных клиник.


Продолжая обсуждение, председатель правления НП «Национальный Союз Региональных объединений частной системы здравоохранения» С.С.Мисюлин выступил с докладом «Взаимодействие предпринимательских и врачебных сообществ в интересах улучшения качества обслуживания пациентов». Отметив, что частным медицинским организациям необходимо объединяться прежде всего для защиты законных прав и интересов медицинского бизнеса, для отстаивания своих интересов в органах исполнительной и законодательной власти и воздействия на государственную политику при принятии законодательных и нормативно-правовых документов. Фактором, препятствующим консолидации частных медицинских организаций является стремление руководителей ряда действующих ассоциаций клиник и частнопрактикующих врачей решать исключительно свои личные бизнес-интересы, а не интересы членов своих ассоциаций и представителей частного бизнеса. Узурпировав власть, они используют свою должность и наработанные связи исключительно для решения частных вопросов (включение в ВПМ отдельных медицинских услуг, повышение тарифов по ОМС в регионе и пр.) или популистских заявлений, тем самым такие «псевдо-лидеры» дискредитируют саму идею консолидации, «отталкивая» представителей малого и среднего медицинского бизнеса от сотрудничества.


С.С.Мисюлин, вновь подчеркнул, что соблюдение прав пациента возможно только при существовании полноценного саморегулирования отрасли и подробно остановился на вопросе создания СРО по профессиональному типу. Отметив, что необходимо отдельно объединять однородные группы врачей - врачей управленцов (работники органов управления здравоохранением); врачей образовательных и научно-исследовательских учреждений; врачей администраторов (руководящий и административный персонал медицинских организаций); врачей функциональной диагностики; лечащих врачей.


Ответственный секретарь «I Национального конгресса частных медицинских организаций» С.В.Лазарев в своем выступлении посвященном совершенствованию системы государственного надзора при лицензировании медицинской деятельности отметил, что за последние 20 лет лицензирование стало основным административным барьером в деятельности медицинских организаций. Главная причина такой ситуации в том, что государство лицензирует хозяйственную деятельность медицинских организаций, а не медицинскую. Лицензионные требования и условия, определенные «Положением о лицензировании медицинской деятельности», не имеют никакого отношения к непосредственной деятельности врачей и не направлены на предотвращение вреда, ущерба здоровью пациентов. Направлением изменения лицензионных требований и условий, С.В.Лазарев назвал постановку во главу угла критерии обеспечения безопасности пациента: соблюдение стандартов безопасности пациента, применение безопасных технологий при осуществлении медицинской деятельности, наличие у медицинских работников, осуществляющих медицинскую деятельность сертификата специалиста, соответствующего характеру оказываемых медицинских услуг.


Д.А.Борисов, вице-президент НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник» в своем выступлении остановился на анализе данных предоставленных ФАС по результатам проверок соблюдения лицензионных требований и условий в регионах РФ. Отметив, что в подавляющем большинстве случаев нарушение Росздравнадзором РФ лицензионного законодательство касалось частных клиник, только в 4% случаев - государственных. Также неуклонно падает количество проведенных проверок Росздравнадзором, при резком нарастании жалоб пациентов, что не может не свидетельствовать о тревожной ситуацией с правами пациентов и качеством медицинской помощи в российском здравоохранении.


Выступление генерального секретаря РМО Л.А.Михайлова было посвящено обзору европейского опыта, где врач (а не ЛПУ), являясь субъектом права, несет ответственность за качество медицинской помощи и соблюдение прав пациента. Л.А.Михайлов представил эскизную проработку системы разделения ответственности за здоровье населения между государством и национальной медицинской организацией. Собравшиеся в общественной палате эксперты, руководители клиник, журналисты задали риторический вопрос: можно ли в стране, в которой врачи не имеют ни опыта, ни знаний о системе корпоративного управления и регулирования профессиональной деятельности врачей силой закона или административным решением ввести обязательное членство в Национальной медицинской организации (НМО), при том, что органы управления здравоохранением не имеют никакого представления о том, как работает НМО? Ответ на него очевиден. Участники общественного слушаний выразили единое мнение, что создание НМО «сверху» может привести к тому, что созданная ассоциация будет служить не легитимным выражением мнения врачей перед государством, а послушным и «карманным» придатком Минздравсоцразвития РФ.


Участники слушаний И.В.Павленко и О.В.Рукодайный остановились на вопросах недопустимости оказания платных услуг в государственных ЛПУ, оценивая эту деятельность как грубейшее нарушение прав пациентов. Особо было отмечено, что в гос. ЛПУ растет «теневой» сектор, который уже в 2-3 раза превышает официальные поступления от платных услуг. А в случае «теневой» оплаты медицинских услуг права пациента вообще не рассматриваются.


С.А.Ануфриев, основатель и директор «Петербургского медицинского форума» в своем выступлении коснулся ключевого права пациентов – права на доступную медицинскую помощь. Наличие сейчас в государственных ЛПУ платных услуг, а в дальнейшем и изменение организационно-правовых форм государственных ЛПУ приведет к еще большей «недоступности» бесплатной медицинской помощи для населения. Уже сейчас опросы Левада центра (2010) показали, что 38% населения платят в гос. учреждениях только за доступ к врачу, а не за качество или сервис. Государственная система здравоохранения решает не задачи по охране здоровья граждан РФ, а задачу по зарабатыванию денег, в т.ч. и путем снижения доступности существующей медицинской помощи. Доступность медицинской помощи в частных медицинских центрах также снижается в силу объективных причин - высокие цены на услуги и падающий платежеспособный спрос населения. Снижению цен на услуги можно было бы добиться, если бы правительство РФ утвердило налоговые льготы (нулевой налог на прибыль до сих пор не утвержден), существовала бы программа со-финансирования оплаты медицинской услуги (ОМС и личные средства граждан), а также осуществить меры по государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Для внедрения в законодательную и исполнительную практику вышеуказанного, необходимо объединение частных медицинских организаций и устойчивый диалог с властью. Этой цели будет посвящен «I Национальный конгресс частных медицинских организацией», который пройдет в январе 2012 года.


Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа