Переписка Кривошеева Г.Г. по поводу реформирования отечественного здравоохранения

0
Выделить главное вкл выкл

Переписка Кривошеева Геннадия Гавриловича с Администрацией Президента и Минздравом по поводу реформирования отечественного здравоохранения

Создать стратегию развития отрасли могут только специалисты, которых нет в М3 РФ и быть там не может.

Об авторе. КРИВОШЕЕВ Геннадий Гаврилович. Вице-Президент Российской медицинской ассоциации, Член Исполкома Пироговского съезда врачей, Член коллегии МЗ СССР. Родился в 1943 году в г. Оренбурге. Окончил Оренбургский Государственный медицинский институт по специальности врач – лечебное дело. Там же окончил аспирантуру. С 1975 года занимается вопросами управления персоналом. Автор и разработчик ряда социальных технологий, внедренных в практику управления здравоохранением СССР. Имеет около 100 печатных работ и изобретений.

03.07.2017

Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

В октябре 1996 и 1997 годов, в г. Екатеринбурге, с участием большого числа региональных и федеральных руководителей органов здравоохранения и медицинского страхования, М3 РФ дважды проводило обсуждение концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, на что было истрачено большое количество государственных средств. Однако, впоследствии, подготовленная концепция оказалась непригодной для новых экономических и гражданско-правовых отношений.

В конце 1997 года, в Центре стратегических инициатив, была собрана вся медицинская элита страны в лице академиков РАН и РАМН. Попытка Игоря Ивановича Шувалова донести до ее понимания то, что конструкция советской системы здравоохранения в рыночной экономике и правовых отношениях в обществе не дееспособна и необходимо поэтапное создание новой структуры системы здравоохранения, понимание у элиты не нашло.

В итоге, на протяжении 20 лет, страна была лишена возможности пользоваться преимуществами рыночной экономики и права в развитии отрасли. Причины этого: «советский менталитет» и отсутствие знаний об устройстве систем здравоохранения в странах с рыночной экономикой. А так же, слепая уверенность в том, что созданная в СССР, система здравоохранения, самая лучшая в мире, и не понимание того, что эта замечательная, но финансово не посильная для экономики СССР система, неизбежно будет разрушаться в условиях рыночной экономики и права.

Не многим известно, что поводом для начала разработки М3 РФ своей концепции, была передача, одним из наших коллег, в сентябре 1996 года министру - Татьяне Борисовне Дмитриевой, проекта стратегии развития здравоохранения в РФ. Сначала, министр, не предала ему значения по тем же самым причинам, хотя, именно он открывал реальные перспективы в течение двух лет, не ломая действующей системы здравоохранения, создать в нашей стране новую, конкурентоспособную систему, ориентированную на рыночную экономику и правовые отношения. К пониманию его ценности министр пришла через два года, осознав, что решить проблемы в отрасли организаторы здравоохранения и ученые с советским мышлением не могут и что для этого нужны специалисты с рыночным мышлением и знаниями способов создания новой системы здравоохранения в новых условиях.

Уже вмарте 1998 года Т. Б. Дмитриева, обсудила проект с регионами РФ на встрече в г. Элиста и затем, заручившись поддержкой МВД РФ, МО Prh сТ>ГК РФ пешила напрямую передатьего Президенту РФ. Б.Н.Ельцину.

Через две недели после этого, на приеме в одном из иностранных посольств, автора проекта спросили: «На столе у Президента России лежит концепция развития здравоохранения М3 РФ. Чем она Вас не устраивает? В отношении Вашего проекта, у нас к Вам есть три вопроса: «Кому в России понадобилось объединение России, кто за Вами стоит и в чем Ваш личный интерес?...«.Зарубежные консультанты, используя «советский менталитет» сделали все, что бы он не состоялся. А тут еще, и Правительство РФ было отправлено в отставку, и Т.Б. Дмитриева его реализовать уже не могла. Но, прошедшие 20 лет доказали, что иного способа решения проблемы нет.

В дальнейшем, наши «организаторы здравоохранения», с «советским менталитетом», создали в стране гибридную модель советской системы, не способную ни к самоорганизации, ни к саморазвитию, функционирование которой, всецело зависит от объемов ее финансирования государством. «Систему ради системы», в которой все полномочия у министерства, ответственности, ни у него, ни у врачей никакой, и менять ее не собираются. Все попытки указать на несостоятельность такой «системы», представляются ей же, как угроза разрушения и без того слабой системы здравоохранения.

Работает М3 РФ много, и денег тратит много, но толку мало. Замах всегда большой, результат никакой. Кому нужна аккредитация врачей, при полном отсутствии ответственности у тех, кто их аккредитует. Вместо формирования системы профессиональной ответственности врачей, М3 РФ пытается сохранить полный контроль над врачами, через «государственно общественное управление», систему, в которой никто ни за что не отвечаем. А, сколько денег потратил М3 РФ на борьбу за качество медицинской помощи, вместо создания системы аккредитации медицинских организаций и допуска врачей к профессии, через национальную врачебную организацию, основанную на принципе профессиональной автономии врачей, как это организовано во всех экономически развитых странах. Закупки импортного оборудования и строительство новых центров важны, но эффективную «систему» на этом не создать. Нужен совсем другой функционал, но для его формирования, надо изменить систему прав и обязанностей, полномочий и ответственности в системе здравоохранения, но кто это может сделать.

Врачи это осуществить не могут, так как они в системе бесправны и поэтому, не в силах ее изменить, так и с работы могут уволить, да и знаний о том, как должна быть устроена новая система, им в ВУЗах не преподавали.

Положиться и на мнение медицинской элиты сегодня уже также нельзя. Во-первых, потому, что оно ангажировано другими, не государственными интересами, а во-вторых, знаний о том, как должна быть выстроена новая система здравоохранения, в новых экономических условиях у нее тоже нет. Более того, у элиты и так все хорошо, а за отрасль и врачей она не отвечает.

Знания, как создать эффективную систему здравоохранения есть только у специалистов, но М3 РФ они не нужны, его система устраивает, но она не устраивает, ни людей, ни врачей, ни Вас, как Президента страны и гаранта ее Конституции. Причиной не способности М3 РФ предложить Вам стратегию развития отрасли и является конфликт интересов государства и М3 РФ.

Если бы, 21 марта 2017 г, на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте РФ, Вам был бы представлен проект 20-летней давности, позволяющий повысить уровень: здоровья населения, образования врачей и качество медицинской помощи населению, и не за бюджетный счет, то проекты М3 РФ, как минимум, ушли бы на второй план, а, как максимум, утратили свою актуальность.

Мне, в течение многих лет, довелось быть членом коллегии М3 СССР и не только, и со всей ответственностью должен Вам сказать, что в нынешних непростых условиях, создание в России хорошей, системы здравоохранения, это задача, и политическая, и нравственная, такая же, как возвращение Крыма. Успешно решить ее могут только специалисты, знающие как поэтапно собрать в стране систему здравоохранения, ориентированную на рыночные механизмы и право, для которых интересы государства и людей выше личных и которые, готовы нести личную ответственность перед Вами, как Президентом страны, за результат. Денег на это не надо, а политическая воля на принятие умных управленческих решений, в «системе» необходима.

Используя эти Преимущества, государство привлечет в отрасль огромные инвестиций, снимет напряжение и начнет предоставлять гражданам своевременную, бесплатную, доступную и качественную медицинскую помощь, обеспечивая их конституционные права, не говоря уже о поэтапном повышении уровня здоровья населения. Все это реально, причем в ближайшей перспективе и полагаю, что Вам важно знать об этом.

Главный вопрос: кто в лице государства, может выступить заказчиком новой системы здравоохранения, если М3 РФ делать этого не хочет.

Как и многим гражданам в нашей стране, и уж тем более врачам, нам не безразлично, какой будет система здравоохранения в России. Вместе с тем, наши представления о наилучшем ее устройстве не совпадают, с представлениями М3 РФ. Считая себя в ответе за жизнь и здоровье граждан страны, были бы Вам очень признательны, если бы нам была предоставлена возможность представить Вам проект стратегии развития системы здравоохранения в условиях рыночной экономики и правовых отношений в обществе, с учетом геополитических и стратегических интересов России.

С глубоким доверием Благодарностью и уважением

Г.Г.Кривошеев.

 

Ответ

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ

ул. Ильинка, д. 23, Москва. Российская Федерация, 103132

«03» июля 20 17 г.

КРИВОШЕЕВУ Г.Г.

№ А26-14-66112071

Ваше обращение на имя Президента Российской Федерации, получено 03.07.2017 г. в письменной форме и зарегистрировано 03.07.2017 г. за № 661120.

В связи с тем, что в Вашем заявлении отсутствуют сведения о рассмотрении поставленного в обращении от 03.07.2017 г. за № 661120 вопроса Министерством здравоохранения Российской Федерации, в компетенцию которого входит его решение, для обеспечения получения Вами ответа по существу поставленного Вами вопроса Ваше обращение направлено в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что Вы вправе обжаловать в суд или в административном порядке (в порядке подчиненности) принятое по Вашему обращению решение соответствующего органа при получении уведомления или ответа от него или действие (бездействие) данного органа при неполучении в установленные сроки уведомления или ответа.

Главный советник департамента письменных обращений граждан и организаций А.Дозоров

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНЗДРАВ РОССИИ)

Рахмановский пер., д. 3/25, стр. 1,2, 3,4, Москва, ГСП-4, 127994 тел.: (495) 628-44-53, факс: (495) 628-50-58

17 июля 2017 № 13-4/3071540-99

Кривошееву Г.Г.

Уважаемый Геннадий Гаврилович!

Министерство здравоохранения Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации, и благодарит за внимание к вопросам реформирования здравоохранения.

Согласно 7 статье Федерального Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (№ 59-ФЗ от 2 мая 2006 года) готовы рассмотреть Ваши предложения по существу вопроса, направленные в Министерство здравоохранения Российской Федерации в установленном порядке.

Директор Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Е.П. Какорина

Мельников В.О. 495 627 24 00 (1343)

 

РУКОВОДИТЕЛЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АНТОНУ ЭДУАРДОВИЧУ ВАЙНО

№02 от 15.08.2017

Уважаемый Антон Эдуардович!

В течение многих лет мне довелось заниматься здравоохранением, работая в ЦК КПСС и являясь членом коллегии М3 СССР. Сегодня, вести какие - либо переговоры с М3 РФ - контрпродуктивно. Более того, министр, пользуясь доверием Президента страны и его недостаточной осведомленностью об особенностях организации системы здравоохранения в новых экономических и правовых условиях, вводит Главу государства в заблуждение, относительно способов решения проблем, созданных в результате им же проводимой политики, этими способами их решить нельзя

Цель государства - народосбережение. Для Главы государства невозможность сотням тысяч людей, в мирное время, получить доступную, своевременную и качественную медицинскую помощь, острая нехватка в стране квалифицированных врачей - это серьезная озабоченность, особенно с учетом текущего момента, но действующий министр этих задач не решит.

Мы знаем, как их решить, но свои предложения готовы представить только Президенту РФ и для этого у нас есть серьезные основания. 20-ти минутного доклада будет достаточно, чтобы у Главы государства сложились четкие представления о способах выведения отрасли из кризиса и создания эффективной и конкурентоспособной системы здравоохранения в новых экономических и правовых условиях. Осуществить это без Вашего участия невозможно и потому, разрешите просить Вас о любезности оказать содействие в этой встрече. Уверены - она будет важна для Президента РФ.

С уважением,

Вице президент Российской Медицинской ассоциации, Заместитель Председателя Исполкома Пироговского Съезда врачей Кривошеев Г.Г.

 

Ответ

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ

ул. Ильинка, д. 23, Москва. Российская Федерация, 103132

КРИВОШЕЕВУ Г.Г.

«24» августа 2017 года № А26-14-81845271

Ваше обращение на имя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации получено 24.08.2017 г. в письменной форме и зарегистрировано 24.08.2017 г. за № 818452.

В связи с тем. что в Вашем заявлении отсутствуют сведения о рассмотрении поставленного в обращении от 24.08.2017 г. за № 818452 вопроса правительством Российской Федерации, в компетенцию которого входит его решение, для обеспечения получения Вами ответа по существу поставленного Вами вопроса Ваше обращение направлено в Правительство Российской Федерации.

Консультант департамента письменных обращений граждан и организаций О.Семенова

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНЗДРАВ РОССИИ)

Рахмановский пер., д. 3/25, стр. 1,2, 3,4, Москва, ГСП-4, 127994 тел.: (495) 628-44-53, факс: (495) 628-50-58

02 октября 2017 № 13-4/3093954-136

Кривошееву Г.Г.

Уважаемый Геннадий Гаврилович!

Министерство здравоохранения Российской Федерации в рамках компетенции рассмотрело Ваше повторное обращение по вопросам развития здравоохранения, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации и сообщает, что информация направленная Вами получена.

Повторно сообщаем, что готовы рассмотреть Ваши предложения по существу вопроса, направленные в Министерство здравоохранения Российской Федерации, в установленном порядке согласно статье Федерального Закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Дополнительно информируем, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1559 «Об утверждении правил общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, с использованием федеральной информационной системы стратегического планирования» Минздравом России разработан и направлен в Правительство Российской Федерации проект Стратегии здравоохранения Российской Федерации.

Указанный проект согласован с федеральными органами исполнительной власти и с субъектами Российской Федерации, и размещен на официальном сайте Минздрава России и в федеральной информационной системе стратегического планирования.

Директор Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Е.П. Какорина

Мельников В.О. 495 627 24 00 (1343)

 

РУКОВОДИТЕЛЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АНТОНУ ЭДУАРДОВИЧУ ВАЙНО

Глубокоуважаемый Антон Эдуардович!

Вопросы здравоохранения действительно должны находиться в компетенции М3 РФ, но в стране сложилась такая ситуация, что у М3 РФ, как органа исполнительной власти, компетенция есть, а вот компетентности у тех, кто в нем работает, в том, как должна быть организована система здравоохранения в РФ в условиях рыночной экономики и гражданско-правовых отношений, нет. Если бы она была, то в стране за прошедшие пять лет уже была бы создана успешная и конкурентоспособная система здравоохранения. Однако ее нет, причем проблемы в отрасли пока только возрастают, а способы их решения, которые предлагает министр, только их усугубляют.

Наглядным примером этого является начатая по инициативе министра аккредитация врачей, которая была представлена Президенту РФ как способ обеспечения профессиональной компетентности врачей. Упоминание о ней было даже включено в Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. Это - обман министром здравоохранения В.И Скворцовой Президента РФ и очередная неэффективная трата бюджетных средств - посредством такой аккредитации эту проблему решить нельзя.

Не менее серьезно и то, что эта проблема вообще возникла после того, как М3 РФ в последние пять лет были истрачены огромные бюджетные средства на медицинское образование, что свидетельствует об отсутствии у министра знаний о том, посредством каких технологий в отрасли поддерживается высокий профессиональный уровень специалистов. В результате проблемы у людей со здоровьем остаются нерешенными, а многочисленные их обращения по этому поводу к Президенту РФ, формально, основываясь на установленном законом порядке, перенаправляются в тот же некомпетентный М3 РФ. и заложниками этой «карусели» стали граждане РФ и Президент страны.

Сегодня М3 РФ ни государственным подходом к решению задач, стоящих перед отраслью, ни профессиональным, ни моральным авторитетом не обладает, и ни один серьезный специалист в стране не станет взаимодействовать с некомпетентными чиновниками, поскольку это только повредит делу.

Кто, как не Администрация Президента РФ. должна заниматься анализом того, как работают органы исполнительной власти и готовить Президенту- РФ соответствующее заключение. То, что предлагает М3 РФ сегодня Президенту РФ - это безответственно, поскольку может привести к тяжелым последствиям для отрасли и страны. А то. что М3 РФ не заинтересовано в том, чтобы это было обнаружено Президентом РФ на фоне наших конструктивных предложений, это тоже очевидно. Перенаправляя наше обращение в М3 РФ. Администрация Президента фактически лишает Главу государства доступа к информации о том. как в стране может быть создана эффективная система здравоохранения.

Мы не можем допустить, чтобы Президент страны был неосведомлен о такой возможности. По нашему мнению. Администрация Президента как никто другой должна быть заинтересована в том. чтобы Глава государства обладал сведениями о том, как создать в стране эффективную модель здравоохранения, тем более что неэффективность политики М3 РФ для всех уже давно очевидна, а ее дальнейшее проведение опасно для государства.

Поэтому, еще раз прошу Вас о содействии в организации встречи с Владимиром Владимировичем Путиным для представления Президенту России 20-минутного доклада о том, как должна быть организована система здравоохранения в Российской Федерации в новых политических, экономических и правовых условиях, и как ее создать с тем. чтобы Владимир Владимирович Путин мог воспользоваться новыми для него знаниями и на их основе оценить как предложения, предлагаемые М3 РФ, так и те новые возможности, которые открываются при реализации наших предложений.

Комментарий на письмо М3 РФ №13-4/3093954-136 от 2 октября 2017 года представлен в Пояснительной записке.

С уважением,

Вице-Президент Российской медицинской ассоциации

Г.Г. Кривошеев 10.11.2017 г.

Пояснительная записка.

В настоящее время в М3 РФ нет специалистов, обладающих знаниями о том, как должна быть организована система здравоохранения в России в условиях рыночной экономики и гражданско-правовых отношений в стране, поэтому вести какие-либо переговоры с М3 РФ. как уже писалось ранее, - смысла не имеет. В этом еще раз убеждают как аргументы, приводимые в ответах М3 РФ, так и содержание документов М3 РФ. представляемых Президенту и Правительству Российской Федерации.

В своем письме Директор Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава РФ Е.П. Какорина ссылается на размещенный на сайте М3 РФ документ под названием «Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 г.г.» (далее - «Стратегия»). Либо сотрудники М3 РФ не знают, что означает термин «стратегия» в русском языке, либо его не по назначению используют, так как никакой стратегии в этом документе нет.

Ссылки на согласование так называемой «Стратегии» с федеральными органами, субъектами РФ. ее широкое общественное обсуждение как и многое другое выглядит безответственно. Концепция развития медицинской науки и здравоохранения 1998 года была со всеми согласована, а ее общественное обсуждение во много крат превышало приводимое М3 РФ сейчас. В условиях острого дефицита финансирования отрасли на все это тогда были потрачены огромные бюджетные средства, а потом выяснилось, что никакой практической ценности эта концепция не имеет. Нет никаких сомнений в том. что и нынешнюю «Стратегию» М3 РФ ждет та же участь.

В документе с таким громким названием «Стратегия», на который ссылается Директор Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития М3 РФ Е.П. Какорина, даже нет формулировки цели создания системы здравоохранения, а также не представлены:

Способы достижения этой цели.

Субъекты системы здравоохранения.

Перечень острых проблем в здравоохранении с анализом причин их возникновений и способами, и сроками их решения.

Документы, на основании которых были начаты работы по разработке «Стратегии» (в соответствии с каким Указом Президента РФ или распоряжением Правительства РФ. Если эта разработка является инициативой М3 РФ. то на основании какого распоряжения М3 РФ она была разработана и в чем принципиальное ее отличие от политики, проводимой М3 РФ в последние шесть лет).

Документ, на основании которого была сформирована рабочая группа по созданию «Стратегии» и кто вошел в ее состав.

Документ, на основании которого был выбран (назначен) Ответственный исполнитель за разработку «Стратегии»; Договор между Заказчиком «Стратегии» и Ответственным исполнителем на разработку «Стратегии».

Сведения о тех, кто утверждал техническое задание для написания «Стратегии» и данные о тех. кто принимал участие в его написании (состав рабочей группы).

Документ о том, кто назначен Генеральным конструктором «Стратегии».

Документы на правообладание созданной интеллектуальной собственностью.

Сведения о том, кому принадлежат авторские права на «Стратегию» и чем они подтверждены.

Сметы затрат на разработку «Стратегии» (проектной и фактической) и кем они утверждены.

Перечень учреждений соисполнителей, привлеченных к разработке «Стратегии», а также основания для их привлечения и их отчеты.

Перечень экспертов, осуществлявших экспертизу созданной «Стратегии» и их заключения.

План реализации «Стратегии» по годам. Какие проблемы будут решены в результате реализации «Стратегии» и на каком этапе.

Прогноз основных экономических показателей отрасли до реализации «Стратегии» и после ее реализации.

Копия Акта сдачи-приема работ по созданию «Стратегии», подписанная Заказчиком и Исполнителем и многое другое.

В отсутствие этих сведений «Стратегия», представленная М3 РФ в Интернете, да еще в отсутствие прописанной ответственности тех. кто за нее отвечает, юридически является ничтожным документом, а анонимность выложенного в Интернете текста не вызывает к нему никакого доверия.

Более того - реализацию этой придуманной кем-то «Стратегии» М3 РФ, судя по тексту, предполагается осуществить в заведомо неэффективной модели здравоохранения, в связи с чем сам документ является не более чем информационным мусором и никакой ценности не представляет.

Вот если бы были известны Заказчик и Исполнитель, Генеральный конструктор, написаны Договор и Техническое задание, оформлены права собственности, можно было бы оспорить то. что представлено на сайте М3 РФ в Суде и доказать неэффективность использования бюджетных средств на создание «Стратегии», как и ее полную несостоятельность. Но проблема в том. что «Стратегия» есть, а лиц. ее создавших и несущих ответственность за то. что они создали, нет. Деньги истрачены, а спрашивать не с кого. Если так работает М3 РФ. то чего можно требовать от подведомственных организаций, не говоря уже о том, что ждать от реализации подобного рода «Стратегии».

Впечатление такое, что этот документ был создан ради самого документа. Уникальное безразличие к судьбам и здоровью миллионов людей, а также врачей. Это выглядит безответственно и аморально, особенно после того, что показал Форум Общероссийского Народного Фронта в 2015 году. Преступная некомпетентность, профанация, очковтирательство и обман Президента РФ.

Стратегия развития отрасли - это очень серьезный документ, это даже не концепция, и он должен быть глубоко проработан. Более того, этот документ априори должен быть интересен всем субъектам системы здравоохранения, иначе он будет не реализуем. И главное - для всех субъектов системы здравоохранения должно быть очевидно, что реализация «Стратегии» позволит не только вывести отрасль из все более усугубляющегося кризиса, но и обеспечить ей мощное развитие. Создать такую стратегию могут только специалисты, которых мы знаем поименно и которые способны нести ответственность за свои предложения, но в М3 РФ их нет и быть там не может.

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа