Новые требования к студентам-медикам. Ключевые практические коллизии

0
Выделить главное вкл выкл

Редакция "Врачи РФ"

Вчера Госдума в первом чтении одобрила троекратные штрафы для врачей, которые откажутся отрабатывать три года, а также полный запрет на получение бесплатного образования без заключения целевых договоров. Закон должен вступить в силу с 1 марта 2026 года. Редакция сайта «Врачи РФ» попросила медицинского юриста Алексея Панова разъяснить ключевые практические коллизии, которые могут возникнуть при реализации данного законопроекта. Эксперт основывает свои ответы на тексте проекта, пояснительной записки к нему и собственном понимании их содержания. 

Член Ассоциации юристов России, номинант рейтинга юристов РГ  "Очень хороший специалист в здравоохранении" 2023, 2024. Каналы эксперта: Дзен, ООО "Центр медицинского права", Право-мед.ру

Могут ли выпускники в течение трёх лет работать в частных (платных) клиниках?

Согласно части 3 статьи 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в новой редакции, в течение трёх лет после получения первичной (или первичной специализированной) аккредитации выпускники обязаны осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность по основному месту работы в медицинских организациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Это означает, что основное место работы должно быть именно в государственной или муниципальной системе здравоохранения (или в частной организации, участвующей в программе госгарантий — такие тоже бывают).

Однако закон не запрещает работу по совместительству в частной клинике, если основное место соответствует требованиям. Важно: ограничение касается именно основного места работы, а не всех форм трудовой деятельности. Тем не менее, если частная клиника не участвует в программе госгарантий, то она не может быть основным местом работы в указанный трёхлетний период.

Что произойдет, если студент не заключил договор о целевом обучении в установленный срок?

Согласно новой статье 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», студенты, поступившие на бюджет по программам высшего медицинского или фармацевтического образования, обязаны заключить договор о целевом обучении в первый год обучения, если им поступило предложение от заказчика и они соответствуют его требованиям.

Если договор не заключён по вине самого студента (при наличии предложений и соответствия требованиям), то:
- он может быть переведён на платную форму обучения по собственному заявлению, если есть свободные места;

- если заявление не подано или мест нет — возможно отчисление, поскольку обязанность заключить договор является условием продолжения бюджетного обучения.

Если же предложений от заказчиков нет, то обязанность сохраняется до тех пор, пока такие предложения не поступят. В этом случае отчисление не производится.

Что касается ситуации, когда у студента нет средств на оплату обучения, то закон прямо не предусматривает альтернативы: либо заключение целевого договора, либо переход на платное обучение. Формально это создаёт риск отчисления для социально уязвимых категорий, хотя на практике регионы могут использовать гибкие механизмы (например, отсрочку или поиск заказчика), но это уже выходит за рамки норм закона.

С какого курса начинает действовать новая норма? Кого она касается?

Законопроект содержит чёткие переходные положения (статья 3 проекта). Он вступает в силу с 1 марта 2026 года и не распространяется на студентов, зачисленных до этой даты. Это касается:
- всех, кто поступил в 2025 году и ранее — в том числе тех, кто сейчас на 6 курсе;
- тех, кто уже заключил или расторг договор о целевом обучении до 1 марта 2026 года;
- тех, кто восстановился или перевёлся с платного на бюджет до этой даты.
Таким образом, новые правила будут применяться только к тем, кто поступит на обучение начиная с 1 марта 2026 года (фактически — к набору 2026 года и далее).

Распространяется ли это на ординатуру?

Нет, прямого распространения обязательного трёхлетнего периода работы в организациях, участвующих в программе госгарантий, на выпускников ординатуры как таковых законопроект не предусматривает — если речь идёт об уже аккредитованных специалистах, поступающих в ординатуру.

Однако новеллы, касающиеся целевого обучения, обязательного заключения договора на первом курсе и ответственности за его невыполнение, распространяются и на программы ординатуры, но с важными уточнениями:
- Согласно статье 100 Федерального закона «Об образовании в РФ» (в новой редакции), контрольные цифры приёма в ординатуру теперь устанавливаются с учётом заключения Минздрава России о максимально допустимом объёме приёма. Это означает, что приём в ординатуру будет напрямую увязан с кадровыми потребностями системы здравоохранения.
- Кроме того, согласно статье 71 закона «Об образовании», если гражданин поступает в ординатуру по целевому направлению от того же заказчика, с которым ранее заключал договор на специалитет (или магистратуру), он может приостановить исполнение трудовых обязательств по первому договору. Но если он не выполняет обязательства по договору о целевом обучении в ординатуре, то несёт ответственность и по новому договору, и по всем предыдущим.

Таким образом, сама по себе ординатура не облагается новым требованием о трёхлетней работе после выпуска, но целевое обучение на этапе ординатуры подпадает под усиленный правовой режим, включая обязательное заключение договора и повышенную финансовую ответственность за его нарушение.

 

 

 

 

 

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа