О непрерывном медицинском образовании, накоплении кредитов и аккредитации медицинских работников

0
Выделить главное вкл выкл

Статья управляющего сетью центров косметологии «Реднор», члена правления СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций Борисова Дмитрия Александровича

 

О непрерывном медицинском образовании, накоплении кредитов и аккредитации медицинских работников

 

Борисов Дмитрий Александрович, к.э.н., управляющий сети центров косметологии «Реднор», член правления СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, г. Москва

 

1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 100 Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" до 1 января 2026 года:

право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;

Пунктом 1.1. предусмотрено, что переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.

В пункте 2 указано, что сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.

 

Таким образом, после 1 января 2021 года сертификаты выдаваться не будут, будет аккредитация. Для переподготовки аккредитация будет с 1 января 2018 года, т.е. 2017 год - это последний год, когда можно пройти переподготовку более 500 часов (например, дерматовенерологу стать косметологом) без аккредитации (см. вложение Приказ Минздрава России от 25.02.2016 N 127н).

 

2. Что такое аккредитация смотри приказ Минздрава № 334н от 2 июня 2016 года Об утверждении Положения об аккредитации специалистов.

Кратко это клинический экзамен по специальности в целом (тесты + портфолио), а не только в объеме программы повышения квалификации, после переподготовки еще и подтверждение навыков в симулированных условиях и решение ситуационных задач перед членами комиссии из нескольких врачей.

Сдать такой экзамен можно будет только в местах установленных приказом Министра здравоохранения (это как на права, учишься в автошколе, а экзамен в ГИБДД), сейчас сертификат получается автоматически после повышения квалификации или переподготовки.

Вывод: надо получить сертификат в конце 2020 года, что бы отложить свою аккредитацию на конец 2025 года (может еще отменят или изменят)

 

3. Почему надо получить сертификат сейчас, а потом еще в конце 2020 года (см. пункт 2)

Дело в непрерывном образовании (НМО)

Проект приказа с 2016 года находится на http://regulation.gov.ru/projects#npa=45732

Обратите внимание на п.16, 18, 19, 20, 27

16. Работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение только в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – непрерывное образование).

18. Для определения трудоемкости индивидуального плана в системе непрерывного образования применяется система зачетных единиц (1 зачетная единица равна 1 академическому часу).

Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 зачетных единиц с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 зачетных единиц.

19. … Ежегодный объем освоения образовательных программ составляет не менее 36 зачетных единиц

20. … Общий ежегодный объем освоения образовательных мероприятий и интерактивных модулей может составлять не более 14 зачетных единиц.

27. … Успешное выполнение индивидуального плана прохождением процедуры аккредитации.

 

Таким образом, сертификат можно получать досрочно. Законом это не запрещено, однако некоторые ВУЗы по негласному указанию Минздрава отказывают в досрочном зачислении в группы повышения квалификации и получении сертификата.

В п.16. проекта приказа об НМО указано, что работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение только в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Минусы после принятия приказа: повышение квалификации по 36 часов и набор кредитов 14 часов в других местах ежегодно, невозможность досрочного получения сертификата и обязательная аккредитация в конце. Навряд ли действие приказа введут задним числом с 1 января 2016 года как в проекте, скорее с 1 января 2018 года.

Значит, пока приказ об НМО не принят, можно получить сертификат в 2017 (мы рекомендуем для тех кто получал сертификат в 2014 году и ранее), тогда на врача не будет распространяться действие приказа, он не должен будет получать 50 кредитов каждый год и сможет досрочно получить сертификат в конце 2020 года (см. пункт 2)

 

4. Надо ли набирать кредиты уже сейчас

Как сказано в п.3 - это только проект.

В настоящее время действует Приказ Минздрава № 837 от 11.11.2013

Обратите внимание на п.5, 7, 9, 11 и 12

5. При разработке образовательных программ учитываются следующие принципы:

- объем подготовки по образовательной программе составляет более 100 часов;

- учет образовательной активности осуществляется в образовательных кредитах (1 образовательный кредит равен 1 академическому часу).

7. Модель реализуется с 1 декабря 2013 года по 31 декабря 2020 года…

9. Врачи принимают участие в реализации модели на добровольной основе.

Добровольное согласие подтверждается путем заключения между врачом и образовательной организацией договора об образовании в рамках государственного задания на подготовку специалистов…

11. … Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, выразившие согласие на участие в реализации модели, формируют перечень врачей и представляют его в образовательную организацию.

12. Для проведения сертификационного экзамена у врачей, успешно завершивших обучение по образовательной программе, ...

 

Таким образом, действующей нормативной базы недостаточно для функционирования портала НМО Минздрава.

 

5. Из интервью автора доклада онлайн изданию Вадемекум об аккредитации

 

Вопрос. Зачем нужен был переход от сертификации к аккредитации?

Ответ. Затем же, зачем "милицию" переименовали в "полицию"

 

Вопрос. Чем она лучше или хуже сертификации?

Ответ. Сертификат выдавали образовательные организации, имеющие лицензию. Аккредитацию будут проводить комиссии, созданные по приказу Министра здравоохранения на базе ограниченного количества образовательных организаций, что приведет к монополизации процедуры допуска врачей к деятельности. В результате врачи будут вынуждены выбирать для повышения квалификации те образовательные организации, в которых созданы комиссии. Представьте, что будет со школами, готовящими будущих водителей, если ГИБДД передаст право на прием экзамена по вождению в одну конкретную школу. Как при этом изменятся цены на обучение в этой школе?

 

Вопрос. Реформа уже произошла, и система аккредитации будет вводится, как вы считаете, что нужно для того, что бы она успешно работала?

Ответ. Все зависит от того, что подразумевается под успехом. Если стоит задача перенаправить финансовые потоки или сократить количество врачей в стране или повысить коррупцию при сдаче экзамена, то для решения этой задачи вся нормативная база готова.

 

Вопрос. Какие коррективы требуются с точки зрения нормативно-правовой базы или управленческих решений (усиление контроля, развитие информированности или др.) для эффективной работы системы?

Ответ. Если под эффективностью процедуры сдачи экзамена подразумевается: объективность, непредвзятость, независимость и прозрачность, то экзамен не должен проводится теми, кто сам оказывает образовательные услуги. Например, при сдачи ЕГЭ вопросы формализованы, то есть возможна автоматизированная оценка результата в виде суммы баллов, варианты едины для всей страны, ответы обезличены и опечатаны, то есть налицо стремление к исключению человеческого фактора. Получается, что аккредитация - это движение в другом направлении.

 

Выводы. Ограничение приказом Минздрава количества образовательных организаций, принимающих экзамен на допуск медицинских работников к деятельности в процессе аккредитации, свидетельствует не о совершенствовании системы гражданско правовых отношений, не о развитии самоуправления и саморегулирования врачебного сообщества, а об усилении административных методов командования, характерных для СССР.

Сами по себе административные методы, характерные для государственного сектора, безусловно, могут давать положительный результат. У СССР в области здравоохранения были общепризнанные результаты. Сегодня в России растет продолжительность жизни населения, что позволяет сторонникам административных походов усилить свои позиции.

Однако такие методы имеют свои издержки:

во-первых, устранение конкуренции приводит к росту расходов и в первую очередь бюджетных расходов;

во-вторых, в такой системе нет места частникам, как лицам административно не подчиненным Минздраву;

в-третьих, все бремя так называемой социальной сферы ложится на государство, что в условиях экономического кризиса, например, снижения цен на энергоносители, приводит либо к кризису отраслей, финансируемых из бюджета, либо требует увеличения налоговой нагрузки на зарплату.

О непрерывном медицинском образовании, накоплении кредитов и аккредитации медицинских работников

 

Борисов Дмитрий Александрович, к.э.н., управляющий сети центров косметологии «Реднор», член правления СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, г. Москва

 

1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 100 Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" до 1 января 2026 года:

право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;

Пунктом 1.1. предусмотрено, что переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.

В пункте 2 указано, что сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.

 

Таким образом, после 1 января 2021 года сертификаты выдаваться не будут, будет аккредитация. Для переподготовки аккредитация будет с 1 января 2018 года, т.е. 2017 год - это последний год, когда можно пройти переподготовку более 500 часов (например, дерматовенерологу стать косметологом) без аккредитации (см. вложение Приказ Минздрава России от 25.02.2016 N 127н).

 

2. Что такое аккредитация смотри приказ Минздрава № 334н от 2 июня 2016 года Об утверждении Положения об аккредитации специалистов.

Кратко это клинический экзамен по специальности в целом (тесты + портфолио), а не только в объеме программы повышения квалификации, после переподготовки еще и подтверждение навыков в симулированных условиях и решение ситуационных задач перед членами комиссии из нескольких врачей.

Сдать такой экзамен можно будет только в местах установленных приказом Министра здравоохранения (это как на права, учишься в автошколе, а экзамен в ГИБДД), сейчас сертификат получается автоматически после повышения квалификации или переподготовки.

Вывод: надо получить сертификат в конце 2020 года, что бы отложить свою аккредитацию на конец 2025 года (может еще отменят или изменят)

 

3. Почему надо получить сертификат сейчас, а потом еще в конце 2020 года (см. пункт 2)

Дело в непрерывном образовании (НМО)

Проект приказа с 2016 года находится на http://regulation.gov.ru/projects#npa=45732

Обратите внимание на п.16, 18, 19, 20, 27

16. Работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение только в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – непрерывное образование).

18. Для определения трудоемкости индивидуального плана в системе непрерывного образования применяется система зачетных единиц (1 зачетная единица равна 1 академическому часу).

Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 зачетных единиц с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 зачетных единиц.

19. … Ежегодный объем освоения образовательных программ составляет не менее 36 зачетных единиц

20. … Общий ежегодный объем освоения образовательных мероприятий и интерактивных модулей может составлять не более 14 зачетных единиц.

27. … Успешное выполнение индивидуального плана прохождением процедуры аккредитации.

 

Таким образом, сертификат можно получать досрочно. Законом это не запрещено, однако некоторые ВУЗы по негласному указанию Минздрава отказывают в досрочном зачислении в группы повышения квалификации и получении сертификата.

В п.16. проекта приказа об НМО указано, что работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение только в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Минусы после принятия приказа: повышение квалификации по 36 часов и набор кредитов 14 часов в других местах ежегодно, невозможность досрочного получения сертификата и обязательная аккредитация в конце. Навряд ли действие приказа введут задним числом с 1 января 2016 года как в проекте, скорее с 1 января 2018 года.

Значит, пока приказ об НМО не принят, можно получить сертификат в 2017 (мы рекомендуем для тех кто получал сертификат в 2014 году и ранее), тогда на врача не будет распространяться действие приказа, он не должен будет получать 50 кредитов каждый год и сможет досрочно получить сертификат в конце 2020 года (см. пункт 2)

 

4. Надо ли набирать кредиты уже сейчас

Как сказано в п.3 - это только проект.

В настоящее время действует Приказ Минздрава № 837 от 11.11.2013

Обратите внимание на п.5, 7, 9, 11 и 12

5. При разработке образовательных программ учитываются следующие принципы:

- объем подготовки по образовательной программе составляет более 100 часов;

- учет образовательной активности осуществляется в образовательных кредитах (1 образовательный кредит равен 1 академическому часу).

7. Модель реализуется с 1 декабря 2013 года по 31 декабря 2020 года…

9. Врачи принимают участие в реализации модели на добровольной основе.

Добровольное согласие подтверждается путем заключения между врачом и образовательной организацией договора об образовании в рамках государственного задания на подготовку специалистов…

11. … Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, выразившие согласие на участие в реализации модели, формируют перечень врачей и представляют его в образовательную организацию.

12. Для проведения сертификационного экзамена у врачей, успешно завершивших обучение по образовательной программе, ...

 

Таким образом, действующей нормативной базы недостаточно для функционирования портала НМО Минздрава.

 

5. Из интервью автора доклада онлайн изданию Вадемекум об аккредитации

 

Вопрос. Зачем нужен был переход от сертификации к аккредитации?

Ответ. Затем же, зачем "милицию" переименовали в "полицию"

 

Вопрос. Чем она лучше или хуже сертификации?

Ответ. Сертификат выдавали образовательные организации, имеющие лицензию. Аккредитацию будут проводить комиссии, созданные по приказу Министра здравоохранения на базе ограниченного количества образовательных организаций, что приведет к монополизации процедуры допуска врачей к деятельности. В результате врачи будут вынуждены выбирать для повышения квалификации те образовательные организации, в которых созданы комиссии. Представьте, что будет со школами, готовящими будущих водителей, если ГИБДД передаст право на прием экзамена по вождению в одну конкретную школу. Как при этом изменятся цены на обучение в этой школе?

 

Вопрос. Реформа уже произошла, и система аккредитации будет вводится, как вы считаете, что нужно для того, что бы она успешно работала?

Ответ. Все зависит от того, что подразумевается под успехом. Если стоит задача перенаправить финансовые потоки или сократить количество врачей в стране или повысить коррупцию при сдаче экзамена, то для решения этой задачи вся нормативная база готова.

 

Вопрос. Какие коррективы требуются с точки зрения нормативно-правовой базы или управленческих решений (усиление контроля, развитие информированности или др.) для эффективной работы системы?

Ответ. Если под эффективностью процедуры сдачи экзамена подразумевается: объективность, непредвзятость, независимость и прозрачность, то экзамен не должен проводится теми, кто сам оказывает образовательные услуги. Например, при сдачи ЕГЭ вопросы формализованы, то есть возможна автоматизированная оценка результата в виде суммы баллов, варианты едины для всей страны, ответы обезличены и опечатаны, то есть налицо стремление к исключению человеческого фактора. Получается, что аккредитация - это движение в другом направлении.

 

Выводы. Ограничение приказом Минздрава количества образовательных организаций, принимающих экзамен на допуск медицинских работников к деятельности в процессе аккредитации, свидетельствует не о совершенствовании системы гражданско правовых отношений, не о развитии самоуправления и саморегулирования врачебного сообщества, а об усилении административных методов командования, характерных для СССР.

Сами по себе административные методы, характерные для государственного сектора, безусловно, могут давать положительный результат. У СССР в области здравоохранения были общепризнанные результаты. Сегодня в России растет продолжительность жизни населения, что позволяет сторонникам административных походов усилить свои позиции.

Однако такие методы имеют свои издержки:

во-первых, устранение конкуренции приводит к росту расходов и в первую очередь бюджетных расходов;

во-вторых, в такой системе нет места частникам, как лицам административно не подчиненным Минздраву;

в-третьих, все бремя так называемой социальной сферы ложится на государство, что в условиях экономического кризиса, например, снижения цен на энергоносители, приводит либо к кризису отраслей, финансируемых из бюджета, либо требует увеличения налоговой нагрузки на зарплату.

 

Борисов Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, Председатель правления Национальной Ассоциации медицинских организаций, член Экспертного Совета ФАС по вопросам конкуренции в здравоохранении, Управляющий сетью центров косметологии "Реднор" (г.Москва)

Обсуждение

  1. Администратор

    В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
    Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки

Оставьте комментарий

Необходимо авторизоваться, кнопка вверху справа