Правовая защита экономических интересов частной медицины в условиях государственного регулирования.
0Данная тема будет предметом обсуждения на IX-ом Национальном Конгрессе частных медицинских организаций 14-15 ноября 2024 года в Москве.
Попенко Николай Анатольевич, член правления СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций, член общественного совета УФАС РФ по Тюменской области, член общественного совета Управления Роспотребнадзора Тюменской области, представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей Тюменской области в сфере здравоохранения, г.Тюмень
Экономические интересы в частной медицинской организации являются основой хозяйственной деятельности предприятия.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82. Федерального закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", далее 323-ФЗ).
Средства бюджетов (федерального, субъектов РФ, местного) формируются за счет налоговых отчислений предприятий и граждан Российской Федерации. При этом финансирование строительства и капитального ремонта зданий и сооружений, приобретение дорогостоящего оборудования, а также иное финансирование включая доплаты по оплате труда производимые из выше указанных бюджетов осуществляется медицинским организациям подведомственных органам исполнительной власти соответствующего уровня. По данным статьям финансирования медицинские организации иных форм собственности находятся в условиях нецивилизованной финансовой конкуренции. При этом до сих пор на практике государственная политика в части специальных программ развития и государственной поддержки применяются только для государственной системы здравоохранения
Для большинства медицинских организаций частной формы собственности основным источником финансового обеспечения являются платные медицинские услуги. Но в соответствии со статьей 82 323-ФЗ Государственные и муниципальные медицинские организации также имеют законное право на финансовое обеспечение при оказании платных медицинских услуг. При этом в большинстве случаев оказание медицинской помощи в государственных медицинских организациях производится с использованием основных средств (здания, сооружения, оборудование) которые были закуплены за счет бюджетных финансовых средств не учитывая амортизационные затраты, которые несут медицинские организации иных форм собственности.
Аналогичные примеры не цивилизованной конкуренции, которые влияют на качество и доступность медицинской помощи можно привести и на рынке здравоохранения в системе Обязательного медицинского страхования (далее ОМС), где до настоящего времени финансирование медицинской помощи производится из различных источников, при этом в тариф по оплате медицинской услуги не включаются затраты на амортизационные отчисления, электронный документооборот, техническое обслуживание, различные доплаты по заработной плате, затраты на обязательное повышение квалификации медицинских кадров и другие расходы.
Вызывает особую тревогу и озабоченность по неисполнению в длительном промежутке времени региональными органами исполнительной власти Распоряжений правительства Российской Федерации по развитию конкуренции.
Распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2015 г. N 1738-р «О стандарте развития конкуренции в субъектах РФ» было предусмотрено создание условий для развития конкуренции на рынке медицинских услуг:
включение негосударственных (немуниципальных) медицинских организаций в реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования доля затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, оказанную негосударственными (немуниципальными) медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования: в 2018 году - не менее 10 процентов. Данное Постановление правительства РФ не выполнено до настоящего времени, а в отдельных регионах даже наблюдалась обратная динамика.
Так например в Тюменской области в 2018 году был достигнут фактический показатель на уровне 7,5 % (Распоряжение Правительства Тюменской области от 22 июля 2013 г. N 1385-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Тюменской области" в редакции от 26 марта 2019 г), а в 2020-2021годах плановый и фактический показатели были снижены до 5% (Распоряжение Правительства ТО от 31 декабря 2019 г. N 1824-рп в редакции от 10 декабря 2021 г.). Такой же показатель на уровне 5% был установлен на плановые 2022-2025 годы.
В 2023 году СРО Национальная ассоциация медицинских организаций обратилась в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации с вопросом о несоответствии «Дорожной карты» "по содействию развитию конкуренции в Тюменской области" требованиям Распоряжения правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. N 768-р Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах РФ и Распоряжению Правительства РФ от 2 сентября 2021 г. N 2424-р Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в РФ на 2021 - 2025 гг.
28 декабря 2023 г были внесены изменения в «Дорожную карту» Тюменской области, утвержденную Распоряжением Правительства ТО от 31 декабря 2019 г. N 1824-рп. Плановые ключевые показатели на рынке медицинских услуг были увеличены с 5% до 10% от общего объема финансирования Территориальной программы ОМС, что повлекло за собой целевое увеличение финансирование медицинских организаций частной формы собственности в размере более 2,2 миллиарда рублей на 2024 год.
Это всего лишь один из примеров правовой защиты экономических интересов частных медицинских организаций, защита которых осуществляется на регулярной основе с использованием уникальной площадки – СРО НАМО. Все члены ассоциации имеют уникальный доступ к общей базе методических рекомендаций, судебной практике, которые публикуются на официальном сайте НАМО и используются всеми членами в своих интересах. Члены ассоциации могут в любое время задать вопрос и получить квалифицированный ответ профессионального медицинского сообщества.
СРО НАМО с 2011 года регулярно взаимодействует с федеральными и региональными органами исполнительной власти и надзорными органами — Минздравом, Росздравнадзором, Роспотребнадзором, ФАС, Прокуратурой с целью устранения административных барьеров на пути развития предпринимательства в сфере оказания медицинских услуг. Эту работу проводят не только исполнительные органы НАМО, но и многие рядовые активные члены Ассоциации, которые делятся своим опытом с другими партнерами для использования на всей территории Российской Федерации. Защита интересов медицинских организаций осуществляется на постоянной основе.
НАМО — это живой организм и в этом уникальность данной площадки.
Обсуждение
В настоящий момент комментариев к данной статье нет.
Вы можете добавить свой комментарий, который будет доступен на сайте после проверки